Найти тему
Журнал «Компания»

Самая известная авиакомпания США

Взлёт и падение Pan American

Одна из самых известных в мире авиакомпания Pan Am, побывавшая в своё время единственным национальным авиаперевозчиком США, появилась в 1927 году в результате слияния нескольких предприятий.

Началось всё с того, что сын банкира Хуан Трипп, на тот момент владевший на паях с Корнелиусом Вандербильтом и Уильямом Рокфеллером младшим Colonial Air Transport, договорились о совместной деятельности с Аврилом Гарриманом, тоже выходцем из высшего общества, о совместной деятельности по захвату рынка авиаперевозок в Карибском бассейне. Поглотив ещё парочку мелких авиакомпаний и назвав своё детище Pan American, группа молодых бизнесменов пробила себе госконтракт на доставку почты из Ки-Уэст (шт. Флорида) в Гавану. Так началась история бизнеса и история успеха авиакомпании.

Со временем стали перевозить и пассажиров, причём для этого потребовались немалые усилия. Так как полёт проходил над водой, желающих рисковать жизнью было не очень много, поэтому приходилось работать буквально индивидуально с каждым потенциальным пассажиром. На американском берегу им обещали бесплатное купание в роме по прилёту, а в Гаване пилоты были обязаны ходить по барам и брать подвыпивших желающих попасть в Америку буквально «на слабо». Такой подход имел успех, и дело наладилось столь успешно, что в 30-е годы Pan Am замахнулась уже на межконтинентальные перевозки.

Sikorsky S-42
Sikorsky S-42

Именно тогда в парке компании появились большие и надёжные гидросамолёты Sikorsky S-42, получившие индивидуальные имена, содержащие слово clipper (эта традиция продолжалась на протяжении всей жизни компании и на других самолётах). В то же время появилась и знаменитая ярко-голубая форма экипажа, а сервис на борту стал сопоставим с гостиничным люксом.

Знаменитая голубая форма Pan Am
Знаменитая голубая форма Pan Am

До конца 40-х годов Pan Am фактически являлась монополистом международных авиаперевозок США и стала одним из национальных символов, география перелётов которого постоянно росла в соответствии с генеральным планом руководства.

 Pan Am — Boeing-377
Pan Am — Boeing-377

После войны, когда пассажиропоток упал из-за цен на билеты, в Pan Am впервые в мере разделили салон воздушного судна на две части с разным уровнем комфорта и обслуживания. Так и появился эконом-класс. Кроме того, было принято решение продавать билеты на туристические направления с дисконтом.

 Pan Am — Boeing-707
Pan Am — Boeing-707

В 60-е годы компания стала крупнейшим заказчиком первых дальнемагистральных реактивных лайнеров Boeing-707, а позднее и широкофюзеляжных Boeing-747, в те времена услугами перевозчика пользовались 6-7 млн. человек в год, выручка измерялась миллиардами долларов.

Pan Am — Boeing-747
Pan Am — Boeing-747

Pan Am стала первой (а до 1979 года и единственной) американской авиакомпанией, совершавший регулярные рейсы в СССР. После долгих и мучительных переговоров на уровне глав государств (Кеннеди и Хрущёва), капиталистический авиаперевозчик был допущен к полётам в Москву при условии, что экипажи воздушных судов будут интернациональными, а все переговоры в воздушном пространстве СССР должны вестись исключительно на русском языке.

Реклама рейсов Pan Am в СССР и самолет Pan Am в Шереметьево
Реклама рейсов Pan Am в СССР и самолет Pan Am в Шереметьево

Советскому человеку было весьма затруднительно воспользоваться услугами Pan Am, ибо билеты на эти рейсы продавались только за доллары, да и Аэрофлот, ведавший продажей билетов, был более заинтересован в заполнении собственных рейсов. В целом, эта затея носила скорее цель поддержания престижа компании, нежели извлечения какой-либо экономической выгоды.

Крах компании начался с заказа слишком большой партии «Боингов», принятых в эксплуатацию в 1969 году, как раз во время очередного экономического спада в США. Следующим «гвоздём» стал нефтяной кризис, разразившийся в 1973 году. За период между 1969 и 1976 годом убытки Pan Am составили более 360 млн долларов при долге под миллиард. Окончательно добил национальную авиагордость принятый в 1978 году закон о дерегулировании воздушных перевозок, лишивший компанию привилегированного положения на рынке международных авиаперевозчиков США и открывший дорогу конкурентам. Pan Am продержалась, преследуемая и другими несчастьями, на рынке до 1991 года, когда и объявила о своём банкротстве.

-8