Найти тему
Вэлна

Пофигизм человеческий или проблемы дистанционного обучения

Оглавление

Знаете, оптимистично настроенные натуры уже говорят о том, что карантин показал нам, что в очном образовании нет необходимости. Другие люди рвут волосы: да как же так, да невозможно учиться и живой контакт ничто не заменит!

Правда, разумеется, по середине. И если честно, она не в том, зло или нет это всё дистанционное обучение, а в том, что коронавирус прошёлся волной по миру и смыл пыль со многих старых проблем.

Как это касается образования? Сейчас объясню.

О компьютерной грамотности

Вот нас всех пересадили за компьютеры и смартфоны. А все ли знают, что с ними делать? И речь не только о старых учителях, но о некоторых детях, которым нужно двадцать раз объяснить, куда нажимать и что делать.

Надо ли лишний раз описывать, как это усложняет и тормозит процесс? И не только потому что всем приходится всё 20 раз объяснять, но и в том, что разобраться в платформе, которая значительно облегчит и преподавателю и ученикам работу... это, порой, вообще непосильная задача.

И вот вопрос... если весь школьный курс нас учат учиться, в том числе и самостоятельно, то чему учит курс информатики? Ох не тому... кажется, вообще не тому.

О качестве

Самый главный страх, связанный с дистанционным образованием -- резко упавшее качество. Мол дети и так ничего не понимали, а теперь всё и вовсе ужасно.

И я понимаю, откуда этот страх. Как минимум физика и математика -- это такие предметы, где для эффективного обучения нужно иметь возможность принести учителю тетрадку, ткнуть в место, которое непонятно, чтобы он ткнул в ошибку, пролистал мой конспект на несколько страниц назад и указал, почему я не права, а потом ещё встал и написал что-то ещё на доске. Но вообще...

Многие предметы проходят по-другому. Потому что так и должно быть, или потому что так решили преподаватели ещё на очном обучении: показать презентацию и всё, или дать прочитать параграф, а потом проверить. Что-то мне кажется, что сказанное мной про физику -- это идеал, а в большинстве случаев всё происходит примерно как я только что описала. И коли всё равно всё проходит так... разве что-то изменилось?

Вообще да, как показывает практика, но это преодолимо при должных усилиях учителя и обучающегося, а о них -- ниже.

О преподавателях

Далеко не все учителя добросовестно выполняют свою работу. Опустим те случаи, когда преподаватель не может чего-то сделать, и поговорим о том, когда не хочет.

Не хотят проверять задания, которые дают нам решать. Я про то, что в них могут содержаться ошибки.

Не хотят прорешивать онлайн-тесты и видеть, что он не принимает правильный ответ или нужно ещё угадывать форму его записи.

Не хотят задумываться о том, что их предмет -- не единственный, и задают невероятные объёмы домашней работы.

Ничего не объясняют, а спрашивают -- много.

И все эти проблемы были раньше, просто в, может быть, менее явной форме. И всё это про недобросовестных преподавателей, в то время как хорошие учителя делают всё так хорошо, как только позволяют их знания и онлайн-формат.

Так что в этих всех явлениях виновато точно не дистанционное обучение. Виноваты люди.

Об учениках

Ученики, кстати, тоже люди. И добросовестные учатся, получая настолько хорошие оценки и знания, насколько в принципе позволяет компетентность преподавателя. Возможно они тратят на это больше сил и времени, но всё же.

А плохому танцору и ноги мешают. Раздолбаю мешает всё и всегда, а не только при дистанционном обучении. Хитрецы всегда списывают, ленивые -- ещё и не удосужившись что-то понять, и всё это, снова, ещё старые проблемы, которые просто перешли из оффлайна в онлайн.

Технические неполадки

Ну и последняя проблема, единственное, что действительно осложняет жизнь. Это бестолковое устройство многих платформ для онлайн-обучения, проблемы с интернетом и устройствами для выхода в сеть. Пожалуй, с очным образованием таких проблем меньше, однако очное образование существует много веков, а онлайн оказалось настолько востребованным лишь недавно, и постепенно всё равно у всех появятся нужные гаджеты и какой-никакой интернет, а сайты для дистанционного обучения станут более удобными, когда разработчики до конца поймут их недостатки, про которые раньше молчали.

В заключение

Итого большая часть серьёзных проблем, которые мы имеем, это наш или чужой пофигизм. Потому что нам пофиг на всё, кроме нас самих, а для личного благополучия нужна формальная галочка, что уроки идут или задание сдано, и ничего кроме этого.

Пофигизм был всегда, он всегда будет, и форма обучения тут не при чём.

Что с этим делать? Не знаю. Может, знаете вы?