Я никогда не была особо продвинутой в сфере технологий, но не из-за какой-то принципиальности, а скорее из-за лени и пользовательского скудоумия. Ну, знаете, как у многих есть в строчке резюме пункт «уверенный пользователь ПК», так вот у меня это бессовестная ложь, честнее было бы написать «тревожный пользователь недолгоживущего ПК».
В Telegram я зарегистрировалась, когда меня застыдили в родном «Ролевом Горне», а платформу ZOOM, о которой и пойдет речь в этой заметке, я освоила не так давно только для того, чтобы поприсутствовать на постигровой онлайн-встрече РИ «StarWars: scums and villainy» в самый разгар карантина. Как я уже говорила, я не технарь, если у меня что-то сломается, я буду долго и грустно смотреть на этот предмет, а еще могу его перезагрузить, так что в первую свою видео-конференцию я долго выбирала для ракурса самый красивый угол комнаты, сосредоточенно молчала и боялась нажать что-то не то. Как следствие, многие запомнили меня как тихого приятного человека.
В целом за период самоизоляции я не устроила ни одной ZOOM-посиделки, потому что фанат старого доброго-олдскульного общения: если переписываться, то в ВК, если пить, то вживую на кухне. Да и вообще, если хочешь выпить — просто выпей, зачем для этого во что-то таращиться. А то выходит не пьянка, а какой-то рисунок пьянки.
Впервые я посмотрела на ZOOM другими глазами и даже заговорила в монитор на онлайн-игре «Сацумские письма» от Хэлки. Вообще, игра на 15 человек является меня была крайне непривычным форматом, потому что, сколько себя помню, я всегда сторонилась маленьких игр, кабинеток, словесок, потому что мне всегда было невыносимо скучно. Лучше всего мою заинтересованность в игровом процессе показывает история, когда я на одной кабинетке залезла в засаду в шкаф, зарылась там в пальто и случайно уснула. Поэтому я никогда не могла понять, какое погружение и какие атмосферные переживания может дать общение нескольких человек, ведь с тем же успехом можно играть Юлия Цезаря перед своим котом. Зачем делать что-то, если на тебя не смотрит целая толпа. Но затем в разные промежутки времени я поняла, что скучно не на маленьких играх, скучно — на скучных играх. И вот тут размер действительно не имеет значения, главное, чтобы попался мастер, который умеет им пользоваться.
Первым модулем, который мне понравился, стала «Vampire: The Masquerade» — «Австралия в ночи», а первой павильонкой, которая изменила мое мнение об этом формате — уже упомянутая РИ «StarWars: scums and villainy».
И вот непривычный ZOOM, сеттинг по Японии, минимальный антураж, хитрые источники света, ни черта и не понятно и крайне волнительно. Потому что одно дело бубнить, что всякая онлайн-бесовщина не для тебя, ты и книги читаешь бумажные и стираешь на реке, и совсем другое — ни в чем не разобраться, испуганно пучить глаза в экран, лепетать чушь и опозориться.
Как было сказано в инструкции «Сацумских писем», в центре сюжета двадцать лет японской истории, запакованные в три часа игры: история бедных самурайских мальчишек, которые становятся творцами новой Японии и полностью меняют свою страну.
Основным квестом предыгровой подготовки для меня стал антураж комнаты. Я считаю, что просто сидеть на стуле на фоне обоев или плиты с борщом, в повседневной одежде и при этом участвовать в историчной игре — моветон. Даже если нет вообще ничего по теме, изобразить что-то минимально похожее всегда можно. И это вам говорит человек с такой паршивой камерой на ноутбуке, что модный виртуальный фон, который у обычных людей превращает комнату в райский сад, песчаный пляж или императорский дворец, у меня просто заливает и меня заодно. Поэтому я стала думать, как мне смастерить жилье ронина из реальных подручных предметов. Одним словом, собрать комнатную Японию не просто из говна и палок, а говна и палок, которые есть дома.
Недолго думая, я притащила с балкона стремянку, примотала к ней скотчем швабру и повесила на эту конструкцию простыню. Так как швабра все-таки не бесконечная, как и простыня, я стала искать самое удачное положение экрана, чтобы в окошке ZOOM не было ничего лишнего, соответственно начала ездить туда-сюда в кресле, наехала колесиком на край своей невероятно антуражной простыни, потянула за нее, швабра отмоталась и стукнула меня по башке. Что там Ньютон со своим тщедушным яблоком. Швабра! Вот источник открытий.
Мне нужен игрушечный котик! — осенило меня. — Если буду херово играть, все запомнят хотя бы котика.
Помимо заднего фона, я поставила на стол какую-то сухую траву в вазе, нарекая ее сацумским камышом, направила на все это дело лампу, сунула рядом внушительную свечу, тестово подожгла свечу, случайно спалила часть сацумского камыша, потушила небольшой пожар, проветрила жилье ронина от дыма, скорректировала идею.
Далее мне нужно было как-то подготовиться самой, ну а так как мы все играли мужских персонажей, я старалась одеться в соответствии с ролью. Кимоно у меня осталось еще с РИ «Улицы Киото: сны о светлых небесах», я разве что убрала все женские финтифлюшки, стараясь добиться лаконичности и суровости облика. Но, как я не старалась, у меня вместо юного сацумского ронина получился какой-то сацумский пидор в красном халате. И полезное наблюдение — любой грим настолько съедается плохим освещением, что краситься нужно как для сцены, то есть, работает правило 50 метров, иначе, что рисовала себе рожу, что нет. Ну и итоги моих антуражных мытарств — как это в итоге выглядело в ZOOM:
Кинжал, к слову, лежит не просто так, это, своего рода, чеховское ружье, которое выстрелило в последней сцене, когда генерал Сагара взял его с полки, готовясь к своему последнему в жизни бою.
Сам игровой процесс, на мой взгляд, представляет собой не модуль, как может показаться, а именно театр живого действия, всё построено на монологах и импровизации. Что мне очень понравилось в ZOOM-играх — здесь всё важно. Нет ни одного движения, фразы, даже слова, которые окажутся незамеченными, мы все, подобно участникам конфетно-букетного периода отношений, старались не упустить не единого жеста, кивка головы или ухмылки своего собеседника, пытаясь понять, тепло или холодно прозвучало чужое «окей». В связи с этим я не согласна с утверждением, что подобный формат это куцый вариант полевой ролевой игры, некая неполноценная игра. В каком-то смысле, переживания и вживание на такой игре даже поярче, чем на полигоне, потому что здесь нельзя отвлекаться, выйти из действа, уйти спать в палатку или купаться. Можно сказать, что на ПРИ больше бытовухи, чем чувства, по сравнению с ZOOM.
В «Сацумских письмах» нет диалогов, поэтому реагировать на монолог-письмо другого персонажа ты можешь только мимикой. Также и в процессе своего рассказа, когда ты главный герой сцены, — ты «пишешь письмо» своему другу, проговаривая его. В таких случаях здорово действительно что-то писать, как бы подыгрывая сам себе и, самое главное, помнить о красоте момента. Мне кажется, что мастер, создающий игру под ZOOM, должен быть очень смелым, потому что от него здесь почти ничего не зависит, все достоинства и изъяны механик видны как на ладони, своего рода живой процесс в свете софитов. Пожалуй, в ZOOM гораздо сильнее, чем на полигонке возможна ситуация в стиле «Наташ, мы все испортили!», потому что почти все нарративные права у игроков. Но если действительно вжиться, получаются такие яркие конфликты, прямо искра, буря, безумие :)
Мне сразу вспоминается фильм «Догвиль», в котором почти отсутствуют декорации: границы домов и комнат лишь условно обозначены на полу съёмочной студии. Имеют значения лишь яркие детали и эмоции, по сути самое важное как раз заключено в характеристике «яркий», каждый игрок словно снимает свой собственный мини-фильм, даже правильнее сказать, кино-комикс.
На мой взгляд, для хорошей игры важны следующие моменты:
- Вы должны понимать особенности формата, если вы любитель активных действий и целевой игры без эмоционального погружения — подобные игры могут вам категорически не понравиться, но это не значит, что они плохи сами по себе. Просто не ваш вариант.
- Если игра по конкретному сеттингу — почитайте о нем, если вы совсем не понимаете, о чем речь, лично мне не ясно, зачем вообще участвовать в игре.
- Настройте себя на игру, подобрав детали антуража и пространства вокруг себя. Чем интереснее ваша персональная локация, тем атмосфернее в ней отыгрыш. Как показала практика, простыня и лампа уже творят чудеса. Для девушек: освещение и камера «съедают» макияж, красьтесь ярче,чтобы не походить на говорящий блин:) Помните о такой эстетической штуке, как ракурс — вид снизу вверх кого угодно превращает в Джаббу Хатта.
- Не опаздывайте к началу конференции, это раздражает и выроливает.
- Продумайте своего персонажа хотя бы в общих чертах, накидайте ему ярких черт: привычки, особые фразочки, страхи, мечты, цели и т.д. Лучшая импровизация — заранее подготовленная.
- Держите при себе блокнот и ручку, чтобы делать пометки, это помогает не путаться в событиях, именах, датах и прочее.
- Не тараторьте, не мямлите, помните, что ваша речь и выражение лица — очень важны. Не знаете, что сказать, сделайте какой-то антуражный жест, помахайте веером, кивните, пожмите плечами, только не выпадайте в оффтоп. И ради бога, не душните, лучше не сказать ничего, чем долго говорить ни о чем.
- Я люблю подбирать себе пати из конкретных людей, с которыми точно сыграюсь, если есть такая возможность. Если выбрать себе в партнеры кого-то мало-мальски знакомого — играть станет проще. С другой стороны, это не тот случай, когда не стоит разговаривать с незнакомцами, порой они могут приятно удивить.
- Не уходите посреди игры пить чай, говорить по телефону, играть с котом, помните, что игра — непрерывное действо, из которого не стоит выпадать.
После «Сацумских писем» я играла в «Два дня ДОДО» по книге Нила Стивенсона и Николь Голланд «Взлет и падение ДОДО», эта игра понравилась мне меньше, потому что уже больше походила именно на модуль и ничем не зацепила. Готовиться к ней было проще, тут уже не требовался какой-то антураж, так как играли мы современных людей, путешествующих во времени, было весело, но каких-то особых эмоций игра не оставила. Пожалуй, тут для меня было слишком уж много нарратива, когда я, как агент-деец сама определяю свою задачу в путешествии, а водит меня по исторической локации другой игрок-историал, мой проводник на местности. Мне сильно не хватало мастерского сюжета. Это тот случай, когда из-за излишней свободы чувствуешь себя заброшенным.
Таким образом, говоря о механиках, в основе тех же «Сацумских писем» я увидела элементы классической психодрамы Дж. Морено. Именно он, будучи американским врачом, философом и поэтом, в 1920-хх годах создал такой театр спонтанности, основанный на драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека, в котором он является и зрителем и актером.
Что забавно, свою первую «психодраму» Морено провел в пятилетнем возрасте с соседскими детьми, играя в «Бога и ангелов». Эту игру описывает Грете Лейтц в классическом учебнике по психодраме: «…дети сооружали небеса. Они все больше входили во вкус игры, приволокли ящики и стулья, взгромоздили их чуть ли не до потолка на огромный дубовый стол, в самом верху соорудили «резиденцию Бога». Вскоре там воссел на троне маленький Морено, «величавый и всемогущий», тогда как остальные дети кружились вокруг него в роли ангелов. Вдруг один из детей воскликнул: «Почему Ты не летаешь с нами? Ты же наш любимый Бог!» Сказано – сделано! Морено раскинул руки и через несколько секунд со сломанным запястьем лежал на полу».
Такова сила погружения в игру:) В своей книге «Who Shall Survive?» («Кто выживет?») Морено пишет о том, что выживет лишь спонтанный и творческий человек, ведь именно творчество ведет к осознанию человеком своей природы, к самореализации. Слыхали? Этот умный парень ерунды не скажет.
Ну а я очень жду, что появится игра, в которой, помимо эмоциональной наполненности, будет по-настоящему плотная сюжетная составляющая, большая вариативность в развитии сценария, как вот бывают хорошие компьютерные игры со множеством возможных концовок, а значит и вариантов прохождения. И вот пока готовлюсь к прогону ZOOM-игры «Темная Башня: Судьбы Альянса», так что мне скоро предстоит построение новой швабро-стремяночной конструкции, но уже на тему вестерна.
Карантин имеет свои плюсы хотя бы в том, что он подтолкнул развитие ZOOM-игр, и я считаю, что они не исчезнут со снятием изоляционных мер, так как это интересный и продуктивный формат для межсезонья. И уж насколько я кобенистый игрок, боящийся восстания машин, если уж я оценила ZOOM, поверьте, он хорош.
До встречи в эфире. Ваш несерьёзный журналист и ZOOM-фанат Кэрриган.