15 октября 1915 года при возвращении из села Мало-Куналейского, после освящения храма, начальником православной миссии архимандритом Ефремом, был сделан заезд в деревню Поселье, где по преданию жил Святитель Иннокентий (Иван Кульчицкий), Иркутскй Чудотворец.
От времени пребывания его в Забайкалье, в Поселье сохранился домик, служивший временным пристанищем жилищем Святителя.
Мало-куналейский священник отец Модест Горбунов показал Ефрему церковный документ - Клировыя Ведомости Мало-Куналейской церкви, где значится, что местность, занятая ныне деревней Поселье (ныне республика Бурятия), прежде была вотчиной Селенгинского Троицкого монастыря, некогда приютившего Святителя Иннокентия.
Этот документ важен тем, что он полностью подтверждает сказание о пребывание в Поселье Чудотворца.
Далее Горбунов сообщил, что в местном храме имеются иконы письма Святителя Иннокентия, но осмотреть Ефрему их не удалось, из-за непродолжительности зимнего дня и необходимости поспешить в Поселье, чтобы там, до заката солнца, успеть сделать фото дома Святителя Инн6кентия. В Поселье Ефремом были тщательно допрошены местные жители. Возраст некоторых превышал 90 лет. Несмотря на преклонные лета, они сохранили ясность памяти и живость ума. Они поведали Ефрему, что согласно преданию, идущему от их отцов и дедов, здесь и в этом именно доме, который фотографировал Ефрем, проживал некогда Угодник Божий, Святитель Иннокентий. При этом отец Ефрем выяснил интересную подробность. Оказывается, что дом в котором жил Иннокентий, раньше находился в ином месте этой деревни. На место, занимаемое ныне, дом был перенесен семьей которой Святитель Иннокентий его пожертвовал. Об том свидетельствует сохранившаяся у потомков тех людей дарственная.
Отец Евфрем сделал подробные снимки дома и снаружи и внутри. В горнице, в переднем углу находился образ — Плащаница, будто бы написанный самим Святителем, а перед образом церковная свеча; образ этот почернел от времени до того, что на нем с трудом различаются черты изображена лиц. За прошедшие года, с момента пребывание Иннокентия, дом пришел в ужасную ветхость. Ефрем подтвердил, что дальнейшее его существование не возможно, так как дерево, за исключением некоторых бревен, совершено сгнило и обращается в труху. Отец Ефрем выступил с инициативой, в память о пребывании в Поселье Святителя Иннокентия соорудить храм, а в крайнем случай, если бы оказалось недостаточно средств, часовню. Ефрем отмечал, что местные жители очень скорбят при виде разрушающегося дома, ставшего для них святыней, скорбят по поводу отсутствия у них храма или часовни. Каждый день проходя мимо дома они осеняли себя крестным знамением. Все они выражают горячую готовность от себя доставить лес, необходимый для сооружения храма или часовни, если бы были найдены средства на строительство. Несмотря на высокий сан Ефрема и освещение проблемы постройки храма в прессе, включая Забайкальские Епархиальные ведомости, денежных средств и пожертвований не было. Единственным, кто пожертвовал 430 рублей, был епископ Зосим.
Ефрем предлагал епископу, 9 февраля 1916 года произвести во всех церквах Забайкальской епархии литургии и единовременный сбор средств с прихожан на строительство памятника Святителю Иннокентию в деревне Поселье. Также в планах было, при сооружении этого памятника престол и по возможности некоторые другие части его могли бы быть сооружены из сохранившегося дерева, выбранного из дома Святителя Иннокентия, а в самом здании могли бы быть помещены в увеличенном размере снимки с дома в его настоящем виде и даже модель его, чтобы для потомства осталось наглядное изображение жилища Святителя Иннокентия. Наконец, внутри этого памятника можно бы поместить иконы, писанный самим Святителем, а также и другие предметы, какие связываются с именем Святителя Иннокентия. По сути отец Ефрем предлагал создать при будущем храме музей, посвященный жизни Святителя Иннокентия, что было прогрессивным веянием. Дальнейшая же трагическая судьба России, не дала осуществиться планам.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.