Всем привет!
Я уже как то писала о своей классификации заказчиков. Сегодня я хочу дать более широкую информацию о том, какие бывают клиенты в целом, по моим наблюдениям. Прочитайте, может быть вы сталкивались с какими то из них? Эта классификация тех типов клиентов, с кем мне просто не комфортно работать. Иногда бывает, что человеку просто надо "задать вектор движения". Про него я тоже буду писать под каждым типом, как с ними работать
1. Клиент не знает чего хочет, или клиент без конечной цели. Возможно не понимает, что ему нужно.
Я считаю, что если нет цели, то и нет результата. Если человек пришел и незнает, для чего ему нужен логотип и что он хочет получить в итоге - "с ним каши не сваришь". Еще примеры из жизни - человек пришел делать кухню на заказ, но не знает какая ему нужна в результате.
Выход с таким клиентом: наводящими вопросами помочь ему сформулировать то, что он хочет. Иначе вы будете делать много проектов, правок - а ему "будет все не то"
2. Клиент, который постоянно перекладывает ответственность за результат на кого то другого, но не на себя.
Да-да, такие тоже к сожалению есть. Например, он может высказать вам претензию в том, что его реклама не сработала, потому что типография напечатала макет не ярко. А точнее, из за того, как напечатала типография, к нему не пришли клиенты. В данном случае ответственность на том, кто печатал, а не на том, кто сделать такой "не продающий" макет.
Единственный выход который я вижу тут, обговорить сразу же зону ответственности, помогает в редких случаях. Если клиент живет по такому принципу, то он возможно, даже не понимает, что не так что -то
3. Клиент, которых хочет вложить 500 рублей, а клиентов получить на 5 000 000 рублей.
Такие тоже есть, они хотят получить макет дорогого дизайна, но при этом они заплатить готовы минимальные суммы. Так не бывает. Мы не можем, например, купить машину бизнес-класса и заплатить за нее 50 000 рублей. Все имеет свою цену и свою ценность
Выход с таким клиентом четко описать каких результатов он добьется, или насколько эффективна будет его реклама, если он вложит такую сумму
4. "Мы с разных планет"
К сожалению, бывает такой, что вы говорите с клиентов будто бы на разных языках. Он не понимает вашу работу, а вы не понимаете его цель. Может говорит один термит, но иметь в виду совсем другое. Как итог - разные ожидание от работы и результата у каждой стороны
Все, что можно тут сделать договориться обо всем "на берегу" или мирно разойтись
5. Клиент, который хочет быстро и дешево
Я чаще всего встречаю таких, им нужен макет еще вчера, а технического задания нет. Не могут сформулировать. что им надо. Звонят каждый час "Готово? А теперь готово? А вы уже выслали?". Раньше я очень нервничала, когда работала с такими заказчиками.
Но нашла выход: сейчас я четко проговариваю сроки, каким долго быть техническое задание и что он мне должен предоставить, прежде чем я смогу начать выполнение работы
К счастью сейчас встречается очень много хороших и понимающих клиентов, с которыми работать одно удовольствие!
Напишите, какие еще типы встречались вам, и как с ними работали?