Нижний Новгород — карман России
История нижегородской губернии
Кто и как становились «новыми русскими» в 19 веке? Как правило, это были выходцы из низов, дерзнувшие бросить вызов привилегированной знати. Чутко улавливая колебания в воздухе – изменение экономической и нравственной атмосферы, они быстрее других – богатых и чванливых — извлекали свою выгоду из новой ситуации. И при этом главной целью их деятельности было не хапнуть из воздуха миллион, но доказать всему миру, что они талантливы и необходимы обществу. Благодаря именно этим людям, за Нижним Новгородом закрепилось прозвище «Карман России». И во многом, благодаря им, наш город остается одним из красивейших городов страны.
На Откосе, словно драгоценные камни на ладони, рассыпаны прекрасные старинные особняки известных купцов и фабрикантов. Они до сих пор дразнят взгляд избытком орнамента на фасадах и изящными формами.
Купцы Рукавишниковы
Палаццо над Волгой
Значительное влияние на архитектурный облик волжской столицы оказал семейный клан господ Рукавишниковых.
Вряд ли нажил бы себе баснословные богатства и оставил России знатную фамилию родоначальник «железного рода» Григорий, если бы занимался он одной торговлей.
Волге было необходимо железо, с изобретением парового котла бурлацкий труд уходил в прошлое.
Конечно, Григорий Рукавишников, вложив все свои немалые накопления от торговли в строительство завода в Канавине, шел на крупный риск, становясь отечественным производителем.
Но в первой половине 19 столетия к таким умельцам власти благоволили, и вскоре сын Григория, Михаил, уже держал в своих руках всю торговлю железа на Волге.
Сорок лет в его цехах плавилась сталь, оседая в аршинных карманах благородным металлом. Дети, внуки и правнуки прозвали его «железным стариком».
Что примечательно, ни Григорий, ни Михаил не получили мало-мальски сносного образования, оба были самоучками, опираясь на хватку, интуицию и жизненный опыт.
А вот Сергей Михайлович, наследуя не только разросшееся дело отца и деда, но и круглые счета в банке, воспитывался уже в Москве, в немецком пансионе. Именно он и задумал построить роскошный дворец на высоком берегу Волги.
Дворец Рукавишникова в Нижнем Новгороде
Лучшие архитекторы и скульпторы того времени, друзья Сергея Рукавишникова, Петр Бойцов и Михаил Микешин возвели всего за три года особняк в стиле венецианского палаццо.
Выложить за него сыну «железного старика» пришлось миллион целковых – сумма по тем временам фантастическая!
Этот дворец со строем огромных зеркальных окон, со стенами, заполненными барельефами и лепными украшениями, положил начало строительству особняков «новых русских» прошлого века.
Впервые на Откосе появился целый комплекс, состоящий из трехэтажного жилого дома (непосредственно палаццо), двухэтажного флигеля и конюшен во дворе.
Скульптурное убранство самого дворца – атланты, поддерживающие балкон, гермы, рельефный орнамент поразили ценителей архитектуры.
Под стать внешнему виду был и интерьер дворца. Изумительная мраморная лестница, сто залов, многие из которых были отделаны яшмой, хрустальные люстры, высокие потолки с росписью.
Дом музей Рукавишниковых
Нижегородцы могли еще увидеть часть этого великолепия, когда здесь размещался историко-архитектурный музей-заповедник, пока в начале 90-х годов прошлого века дворец не закрыли на капитальный ремонт, который тянулся без малого двадцать лет.
За это время в Нижнем выросло целое поколение молодых людей, лишенных возможности посетить музей.
Прежде, когда Верхневолжская набережная была окраиной города, дворец замыкал цепь невзрачных домишек.
И сегодня, когда на Откосе немало красивых зданий, палаццо выделяется среди них. Этот особняк стоит недалеко от трамплина, а другой, значительно более скромный, двухэтажный – ближе к площади Минина.
Смотрите также: Интересные факты о Мезозойской эре