«Перед поездкой собрали нас и сказали, что советские актеры должны быть одеты только в бархат и драгоценности.
И вот когда мы приехали в Индию, оказалось, что в наших нарядах ужасно жарко.» (Н. Архипова)
В предыдущем посте я рассказывала, какие препоны приходилось пройти простым советским гражданам, чтобы выехать за границу.
Представители творческой интеллигенции испытывали те же проблемы, только, пожалуй, в более абсурдном варианте.
Так, Нина Архипова, артистка Театра Сатиры, впервые выехала за границу еще при Сталине, в 1952 году. Тогда фильм «Щедрое лето» с ее участием отправили на кинофестиваль в Индию.
Помимо Архиповой, в делегации от СССР было еще 4 деятеля искусства.
Каждый из них представлял фильм, в котором снимался: Вера Марецкая – «Член правительства», Павел Кадочников – «Повесть о настоящем человеке», Александр Борисов – «Мусоргский», Борис Чирков – «Глинка». Состав группы, как видите, был поистине звездный.
На следующий день по приезде дамы решили поискать себе более легкую одежду, нежели предписанный бархат. Нине Архиповой ничего не подошло, а потом она вообще простудилась и слегла с температурой.
Одновременно с приходом коллег, которые решили проведать Нину, артистке принесли письмо. Слава богу, рядом оказался индийский врач – он прочел письмо.
Оказалось, это было предложение из соседнего магазина. Его владельцы предлагали перекроить платье, которое Архиповой не подошло.
«Я смяла письмо, Марецкая из другого угла номера спросила: «Что за письмо?»
Я пошутила: «А это местный миллионер пишет мне: мол, чего это вы в бархате приехали, давайте я подарю Вам шелковый сарафан».
Все посмеялись тогда, но кто бы знал, во что выльется эта невинная шутка.
С этого момента сопровождающий группу стал ходить за Архиповой буквально по пятам. Артистка грешным делом решила, что агент в штатском в нее просто влюбился.
Однако спустя пару дней ситуация прояснилась. Сопровождающий сказал: «В отношениях со мной Вы не до конца искренни. Вы не рассказали мне, что завели дружбу с миллионером».
«Я озверела, бросилась в гостиницу, схватила письмо и отдала нашему спутнику, - вспоминает Архипова. – Вот, читайте. Но я Вас видеть больше не хочу. Как Вы могли обо мне такое подумать?» И с этого дня мы не общались.»
Самое интересно, что у этой истории было продолжение, спустя 16 лет.
В тот раз Театр Сатиры собирался на гастроли в Париж. Архипову вызвали на собеседование и спросили про отношения с индийским миллионером.
Выяснилось, что информация о несуществующем адюльтере хранится до сих пор в личном деле актрисы.
Опять пришлось Архиповой доказывать, что это всего лишь шутка. Она даже была готова уволиться из театра, если ей не поверят. Но ей поверили, и в Париж она-таки выехала.
Однако там вконец запуганным артистам было не продохнуть от ограничений. Например, строго-настрого запрещали разговаривать с незнакомцами на улице.
Дошло до того, что когда к мужу Архиповой, Георгию Менглету, подошла на улице эмигрантка из царской России и воскликнула: «Как приятно поговорить с соотечественником», тот резко «отбрил» ее - «Пошла к черту!»
При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой», а также материалы из Википедии.
Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!
Читайте на этом канале:
👉 «Квартир больше нет!» Терзания и муки арендаторов жилья в дореволюционной Москве