Найти в Дзене
Александр Волков

Самолеты на карантине: сложно ли вернуться в небо

Готовы представить, что завтра закончится карантин, и авиакомпании решили возобновить рейсы. Как думаете, сколько времени потребуется расконсервировать самолеты? Из-за пандемии коронавируса COVID-19 авиакомпании всего мира приземлили рекордное количество воздушных суден. Только группа авиакомпаний Lufthansa Group из 763 авиалайнеров оставила на земле 700! Хранение и консервация бортов — это большая проблема и затратная по деньгам процедура. Нельзя просто припарковать борт и забыть про него на месяц или два, а потом сразу начать его эксплуатировать. Один привычный день из жизни самолёта Привет! Я серийный Airbus 320, который выполнял несколько рейсов каждый день. Вот мой привычный рабочий график. Первый маршрут Мюнхен — Киев. Все основные технические моменты происходят до того, как я смогу принять пассажиров на борт: И вот я в полной готовности с пассажирами и багажом (может быть еще коммерческий груз и почта) следую по маршруту. После посадки я еще раз попадаю в руки к команде технико
Оглавление

Готовы представить, что завтра закончится карантин, и авиакомпании решили возобновить рейсы. Как думаете, сколько времени потребуется расконсервировать самолеты?

Из-за пандемии коронавируса COVID-19 авиакомпании всего мира приземлили рекордное количество воздушных суден.

Только группа авиакомпаний Lufthansa Group из 763 авиалайнеров оставила на земле 700!
Припаркованные самолеты
Припаркованные самолеты

Хранение и консервация бортов — это большая проблема и затратная по деньгам процедура. Нельзя просто припарковать борт и забыть про него на месяц или два, а потом сразу начать его эксплуатировать.

Один привычный день из жизни самолёта

Привет! Я серийный Airbus 320, который выполнял несколько рейсов каждый день. Вот мой привычный рабочий график. Первый маршрут Мюнхен — Киев. Все основные технические моменты происходят до того, как я смогу принять пассажиров на борт:

  • визуальный осмотр воздушного судна;
  • заправка топливом и водой;
  • загрузка бортового питания;
  • перед запуском двигателей техники снимают показания с бортовых систем и датчиков. Распечатывают в кабине пилотов предполетный отчет (preflight report). Если проблем не было выявлено, заполняют страницу в книге по техническому учету (aircraft maitanance log).

И вот я в полной готовности с пассажирами и багажом (может быть еще коммерческий груз и почта) следую по маршруту. После посадки я еще раз попадаю в руки к команде техников, где происходит следующее:

  • обязательный осмотр (walk arround check);
  • дозаправка топливом пополнение запасов воды (по запросу капитана);
  • самое важное: снятие показателей по работе бортовых систем во время полета (post flight report).

И так в сутки я могу выполнять до 6 рейсов. Все показания работы моего сложного организма хранятся в книге по техническому учету (aircraft maitanance log book) и путешествуют в кабине пилотов. Я всегда нахожусь в отличной форме!

А сейчас я на карантине, меня законсервировали и хранят до лучших времен.
А сейчас я на карантине, меня законсервировали и хранят до лучших времен.

Как сохраняют самолеты

Существуют 2 основные рекомендации от мировых производителей Boeing и Airbus:

  • Активное хранение с постоянным техническим обслуживанием каждые 7 дней.
  • Полная консервация воздушного судна на более длительный срок.

В ситуации с пандемией вторая рекомендация применима в 90% случаях.

Что делают с самолетом, если он не летает 14 дней

Вот обязательные процедуры:

  • каждые 7 дней команда техников открывает двери, грузовые отсеки и проветривает судно;
  • проводится визуальный осмотр всего фюзеляжа;
  • смазываются основные узлы;
  • обязательно проверяются аккумуляторы, так как они выходят из строя чаще всего;
  • осуществляется 15 минутный холодный запуск двигателей.

Как происходит полная консервация

Основные шаги:

  • прежде всего сохраняют двигатели. В трубопроводы закачивают масло, чтобы избежать образования коррозии;
  • затем снимают все аккумуляторы и отправляют на хранение;
  • и наглухо закрывают защитными материалами шасси, двигатели и все технические отверстия.

Смотрите, как Brussels Airlines «упаковывают» птичек (листайте фото):

Сколько нужно времени, чтобы “оживить” 1 самолет

Требуется 24 часа для следующих технических работ согласно чек-листу по подготовке воздушного судна к полетам:

  • удаление раннее закачанного масла из трубопроводов двигателей;
  • установка аккумуляторов;
  • проверка всех узлов судна;
  • холодный запуск двигателей с помощью наземного источника питания GPU (ground power unite);
  • холостой прогон двигателей в течении 15-20 мин, чтобы окончательно удалить остатки масла;
  • снятия показаний всех бортовых систем после запуска двигателей (post flight report);
  • и самое главное из всего перечисленного: контрольный облет пустого борта.
Если после облета нет ошибок в работе бортовых систем, воздушное судно приступает к выполнению пассажирских рейсов.

Исходя из выше изложенного, возвращение в небо 100 законсервированных бортов займет как минимум 2 месяца работы специалистов. И это при наличии достаточного количества сертифицированных техников для проведения такой реанимации!