Всем привет! Новый секрет, о котором я вам расскажу, будет на сей раз о судах и навигации.
Ни для кого не секрет, что чтобы связаться с судном или кораблём, достаточно вызвать его по радио или воспользоваться другим видом беспроводной связи. Но что делать, если на судне не работают средства связи или, например, вы перенеслись назад во времени, где никто и не знает о беспроводной связи? Судно подходит к берегу днём, вокруг туман. С берега нужно известить экипаж о приближении к опасному месту, например, к отмели или каменистому берегу!
Изначально для этого использовали различные предметы, способные издавать громкий низкий звук, например, гонг или колокол. Они вешались на маяке, а ударял в них смотритель. На некоторых маяках с целью подачи сигналов использовали пушки, из которых стреляли и предупреждали экипажи судов. Очевидным минусом этих способов является необходимость вручную подавать сигналы на протяжении всего времени присутствия тумана, а он может продолжаться не один день. Выстрелы из пушки, помимо этого, потенциально могли повредить световое оборудование маяка, да и запасы пороха не добавляют спокойствия персоналу маяка. Однажды, смотрителя маяка в Форт-Амхёрсте отбросило в другой конец комнаты в результате инцидента, связанного с неаккуратным хранением пороха.
На протяжении 19 века продолжались попытки автоматизировать подачу сигналов. Нитроцеллюлозные заряды с электровоспламенением были разработаны Тринити-хаус - организацией, ответственной за навигацию в английских территориальных водах - и позволяли подавать сигналы дистанционно, хотя и нужно было перезаряжать установку вручную. Там, где имелся доступ к источнику пара, использовался свисток. Первый паровой сигнал был установлен на острове Пэтридж в Канаде в 1859 году и был известен как рупор Вернон-Смита по имени его создателя, Т.Т. Веронона Смита. Впоследствии выяснилось, что Вернон Смит не являлся изобретателем устройства, а получил его чертежи от Комиссии Маяков залива Фанди. Рупор был переименован в честь его истинного изобретателя, Роберта Фаулиса, который, однако, не получил на него патента и, соответственно, какой-либо прибыли.
Примерно в то же время изобретатель Клидон Лидс Дэболл разработал и запатентовал рупор на угле, «трубу Дэболла», который не получил распространения, хотя и был установлен в нескольких местах.
В 1913 году на маяке Тревоз-Хэд в Корнуолле, Англия была установлена сирена, разработанная Тринити-хаус.
Немного позднее начали использовать подводные источники сигналов, которые передавали заранее известный сигнал, например, код «23», который распространялся через толщу воды и по корпусу корабля. Такой был установлен, например, на маяке Уайт Шоал на озере Мичиган, США и являлся предшественником радиолокационного маяка.
С начала 20 века повсеместно стал употребляться диафон, мощный электромагнитный излучатель. Изначально разработанный как органный регистр Робертом Хоуп-Джонсом, он был доработан Джоном Норти из Торонто и стал применяться на всех новых маяках. Диафон работал на сжатом воздухе и издавал исключительно громкие низкие звуки, которые были слышны на расстоянии до 40 морских миль (около 74 километров). Позднее диафоны были вытеснены из употребления излучателями мембранного типа – наутофонами. Последние требовали менее мощных компрессоров, издавая звук схожей высоты и мощности.
В 60-е и 70-е годы 20 века маяки стали повсеместно автоматизироваться и большинство старых приспособлений для подачи сигналов были заменены на новые, автоматические диафоны и наутофоны. Они включались по сигналу с датчика (например, лазерного), который определял наличие тумана. С приходом более современных средств навигации, массивные и сложные звуковые устройства стали ненужными и сейчас употребляются крайне редко.
Если хотите узнать больше о необычных устройствах – пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы узнать ещё больше секретов инженера!