Найти тему
Право и Государство

Поправки в Конституцию Российской Федерации: "За" и "Против". Часть 1. Федеральная территория.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы поговорить о Конституции. Лавина новостей о COVID-19 погребла под собой не только новости про Украину, о которой все напрочь забыли, но и дискуссии по поводу очередных поправок в Конституцию. Но телевидение не дает гражданам забыть об этом, чередуя рекламу таблеток и микстур с роликами о важности тех или иных поправок. При этом лично у меня значимость некоторых из них вызывает вопросы. Но обо всем по порядку.

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Впервые текст поправок я прочел, находясь на борту самолета, взяв предложенный стюардессой свежий номер "Российской Газеты". Электронный вариант доступен на сайте "РГ" - https://rg.ru/2020/03/16/popravka-v-konstituciyu-dok.html. Развернув газету, я с удивлением обнаружил насколько значителен список поправок, которые предлагается внести в Основной Закон. Цитировать текст поправок не буду, с ним вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке выше. В своей статья я опишу лишь те моменты, которые мне показались спорными, а иные и вовсе неприемлемыми.

Итак:

1. В статью 67 Конституции предлагается внести понятие "Федеральная территория". Что подразумевается под этим термином не ясно, кроме того, что публичная власть на такой территории будет организовываться и регулироваться отдельным федеральным законом. Проекта такого закона пока тоже нет, и вообще это только идея Председателя Тульской областной думы Сергея Харитонова, который предложил создать "федеральные территории", не входящие в состав субъекта РФ. Что примечательно, Харитонов предложил осуществлять организацию таких территорий в соответствии с федеральным конституционным законом в случае его одобрения не менее чем двумя третьими законодательных органов власти Субъекта РФ, а в Конституцию его инициатива перекочевала несколько измененной. "Федеральную территорию" предлагается создать и регулировать на основании простого Федерального закона, принимаемого Государственной думой в трех чтениях. Это довольно странно, учитывая, что "Федеральная территория" фактически изымается у Субъекта Федерации, а следовательно доход от деятельности организаций и предприятий, расположенных на данной территории перестает поступать в региональный бюджет. Вряд ли подобная инициатива федеральных чиновников приведет в восторг местные власти.

Председатель комитета Совета Федерации России по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас во время заседания. (Фото: КоммерсантЪ/ Иван Водопьянов)
Председатель комитета Совета Федерации России по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас во время заседания. (Фото: КоммерсантЪ/ Иван Водопьянов)

Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, комментируя данную поправку заявил, что к подобным "федеральным территориям" можно будет отнести специальные зоны для бизнеса. Этот комментарий достаточно странный, учитывая что еще в далеком 2005 году был принят Федеральный закон № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Ничто не мешает Федеральному правительству поддерживать бизнес и создавать условия для привлечения инвестиций в рамках этого закона. Однако, судя по предлагаемым поправкам, власти считают необходимым вносить изменения в само государственное устройство страны.

Еще одна странность, на мой взгляд, что 06 февраля 2020 года Кремль заявил, что не слышал о данной инициативе, а 14 марта 2020 года Закон с термином "федеральная территория" № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" был подписан Президентом. Похоже на то, что государство ухватилось за эту идею, даже толком не разобравшись в способах ее реализации. Мы можем только предположить возможности, которые будут предоставлены властям благодаря организации особого публичного управления отдельно взятой территорией.

(N.B. Информация с официального сайта Интерфакс: https://www.interfax.ru/russia/694301 )

Давайте пофантазируем (Корреспонденты федеральных каналов, дабы избежать обвинений в клевете, часто начинают репортажи с таких формулировок). К примеру, исходя из заявления того же Клишаса, с целью привлечения инвестиций в границах родной Харитонову Тульской области создается Федеральная территория. Отныне Щекинский район не является частью Тульской области, а признается Федеральной территорией, руководство которой осуществляется напрямую Правительством Российской Федерации либо подотчетным Правительству органом, назовём его условно «Федеральный менеджер». Этот Менеджер не подчиняется местным властям, создает штат собственных служащих и действует согласно регламенту, установленному Правительством, а то и вовсе на свое усмотрение. Естественно все предприятия, созданные на Федеральной территории имеют особый статус, что в принципе неплохо, если они имеют налоговые льготы от государства, но безусловно это не в интересах Тульской области, которая больше не пополняет свой бюджет за счет налога на имущество или транспортного налога или местного земельного налога.

Фото с  сайта Щекинский вестник - http://gazeta-schekino.ru/news/s-dnem-tulskoy-oblasti/
Фото с сайта Щекинский вестник - http://gazeta-schekino.ru/news/s-dnem-tulskoy-oblasti/

Мало вероятно, что Федеральными территориями станут те части Субъекта Федерации, которые требуют поддержки. Скорее всего ими станут богатые природными ресурсами или развитые экономически части регионов. В связи с этим, без того дотационные Субъекты Федерации обеднеют еще сильнее, и бедность эта будет складываться в первую очередь за счет жителей этого региона.

Еще раз напомню, что это всего лишь фантазия автора, более богатая чем он сам.

Продолжение следует...