Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы поговорить о Конституции. Лавина новостей о COVID-19 погребла под собой не только новости про Украину, о которой все напрочь забыли, но и дискуссии по поводу очередных поправок в Конституцию. Но телевидение не дает гражданам забыть об этом, чередуя рекламу таблеток и микстур с роликами о важности тех или иных поправок. При этом лично у меня значимость некоторых из них вызывает вопросы. Но обо всем по порядку.
Впервые текст поправок я прочел, находясь на борту самолета, взяв предложенный стюардессой свежий номер "Российской Газеты". Электронный вариант доступен на сайте "РГ" - https://rg.ru/2020/03/16/popravka-v-konstituciyu-dok.html. Развернув газету, я с удивлением обнаружил насколько значителен список поправок, которые предлагается внести в Основной Закон. Цитировать текст поправок не буду, с ним вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке выше. В своей статья я опишу лишь те моменты, которые мне показались спорными, а иные и вовсе неприемлемыми.
Итак:
1. В статью 67 Конституции предлагается внести понятие "Федеральная территория". Что подразумевается под этим термином не ясно, кроме того, что публичная власть на такой территории будет организовываться и регулироваться отдельным федеральным законом. Проекта такого закона пока тоже нет, и вообще это только идея Председателя Тульской областной думы Сергея Харитонова, который предложил создать "федеральные территории", не входящие в состав субъекта РФ. Что примечательно, Харитонов предложил осуществлять организацию таких территорий в соответствии с федеральным конституционным законом в случае его одобрения не менее чем двумя третьими законодательных органов власти Субъекта РФ, а в Конституцию его инициатива перекочевала несколько измененной. "Федеральную территорию" предлагается создать и регулировать на основании простого Федерального закона, принимаемого Государственной думой в трех чтениях. Это довольно странно, учитывая, что "Федеральная территория" фактически изымается у Субъекта Федерации, а следовательно доход от деятельности организаций и предприятий, расположенных на данной территории перестает поступать в региональный бюджет. Вряд ли подобная инициатива федеральных чиновников приведет в восторг местные власти.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, комментируя данную поправку заявил, что к подобным "федеральным территориям" можно будет отнести специальные зоны для бизнеса. Этот комментарий достаточно странный, учитывая что еще в далеком 2005 году был принят Федеральный закон № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Ничто не мешает Федеральному правительству поддерживать бизнес и создавать условия для привлечения инвестиций в рамках этого закона. Однако, судя по предлагаемым поправкам, власти считают необходимым вносить изменения в само государственное устройство страны.
Еще одна странность, на мой взгляд, что 06 февраля 2020 года Кремль заявил, что не слышал о данной инициативе, а 14 марта 2020 года Закон с термином "федеральная территория" № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" был подписан Президентом. Похоже на то, что государство ухватилось за эту идею, даже толком не разобравшись в способах ее реализации. Мы можем только предположить возможности, которые будут предоставлены властям благодаря организации особого публичного управления отдельно взятой территорией.
(N.B. Информация с официального сайта Интерфакс: https://www.interfax.ru/russia/694301 )
Давайте пофантазируем (Корреспонденты федеральных каналов, дабы избежать обвинений в клевете, часто начинают репортажи с таких формулировок). К примеру, исходя из заявления того же Клишаса, с целью привлечения инвестиций в границах родной Харитонову Тульской области создается Федеральная территория. Отныне Щекинский район не является частью Тульской области, а признается Федеральной территорией, руководство которой осуществляется напрямую Правительством Российской Федерации либо подотчетным Правительству органом, назовём его условно «Федеральный менеджер». Этот Менеджер не подчиняется местным властям, создает штат собственных служащих и действует согласно регламенту, установленному Правительством, а то и вовсе на свое усмотрение. Естественно все предприятия, созданные на Федеральной территории имеют особый статус, что в принципе неплохо, если они имеют налоговые льготы от государства, но безусловно это не в интересах Тульской области, которая больше не пополняет свой бюджет за счет налога на имущество или транспортного налога или местного земельного налога.
Мало вероятно, что Федеральными территориями станут те части Субъекта Федерации, которые требуют поддержки. Скорее всего ими станут богатые природными ресурсами или развитые экономически части регионов. В связи с этим, без того дотационные Субъекты Федерации обеднеют еще сильнее, и бедность эта будет складываться в первую очередь за счет жителей этого региона.
Еще раз напомню, что это всего лишь фантазия автора, более богатая чем он сам.
Продолжение следует...