Как говорится, все, что Бог не делает, все к лучшему. Дума – не Бог, хотя зачастую себя таковым склонна мнить. И если в том или ином событии мы, приложив определенные усилия, таки просматриваем божий промысел, иной раз, правда, восклицая: «Чудны дела твои, Господи!», то решения думских вершителей судеб нашему пониманию неподвластны.
Неподвластен пониманию и принятый в третьем чтении в четверг, 21 мая, законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ».
В данном случае речь идет о создании единой базы данных нас с вами.
Можно было бы как-то обосновать необходимость сведения воедино персональных данных – данных паспортов, свидетельств о рождении, заключении брака, расторжении брака, смерти, документов воинского, налогового и пенсионного учёта, документов, связанных с гражданством, документов регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства. Но этим будущий регистр, увы, не исчерпывается. В данной базе предполагается хранить ВСЕ обо ВСЕХ. Причем, без даже минимального учёта мнения и согласия физических лиц, чьими персональными данными предусмотрено оперировать в создаваемом регистре.
И в этой связи невольно возникают вопросы:
- Как же установленный и гарантированный Конституцией РФ запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (часть 1 статья 24)?
- Как же гарантии права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть 1 статья 23), с правом каждого на личную неприкосновенность (часть 1 статья 22)?
- Как же право каждого на охрану государством достоинства личности (часть 1 статья 21), а также гарантии обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе гарантии защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установленные статьёй 2 ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных»?!
Если коротко, то суть этого мероприятия заключается в агрегировании информации из существующих многочисленных баз персональных данных, находящихся в ведении различных государственных учреждений.
Критики законопроекта отмечают, что такое объединение персональных данных неразумно из-за рисков массированных утечек. Как в России, так и в других странах прецедентов достаточно. Лучше их хранить по отдельным базам. Тогда утечка повлечёт лишь локальный ущерб, а не станет масштабной катастрофой.
Защиту же этих собранных воедино сведений будет обеспечивать оператор федеральной информационной системы. Вот уж насмешили! Слишком велик будет круг лиц, имеющих доступ к этим данным. А чем это чревато в нашем обществе? Масштабными злоупотреблениями в целях вмешательства в частную жизнь человека, его дискредитации или шантажа.
Законопроект вызвал крайнее неудовольствие и в силовых ведомствах. Уж кому, как не им знать, какую угрозу несет утечка информации о лицах, подлежащих государственной защите — судьях, прокурорах, следователях, сотрудников разведки и проч.
И давайте представим такой сценарий - в реестре будет допущена ошибка? А с вас начнут взыскивать лишние налоги, алименты на несуществующих детей, пени и штрафы? Как это исправить? Про это в законопроекте ни слова. А ведь прямо сейчас мы ежедневно слышим жалобы людей, неукоснительно соблюдающих самоизоляцию, но исправно получающих штрафы за нарушение карантинного режима. И они НИЧЕГО не могут с этим поделать!
Не менее «привлекательна» и идея присвоения каждому из нас уникального номера - идентификатора. Осталось только вытатуировать его где-нибудь в укромном месте - чтоб уж не совсем как в концлагере – на руке.
Так что невольно вспоминается роман-антиутопия Джорджа Оруэлла "1984", где впервые прозвучало всем нам известное выражение: «Большой Брат следит за тобой».