Несколько лет назад разрозненные социальные проекты «Газпром нефти» были объединены в программу социальных инвестиций «Родные города». Кардинально поменялась философия региональной политики: обозначился переход от спонсорства к социальным инвестициям, от реализации проектов, придуманных в компании, к поддержке и развитию инициатив, появляющихся на местах. Цель осталась неизменной — приблизить качество городской среды в регионах к стандартам, задаваемым мегаполисами. Но важно, что теперь жителям городов, поселков и сел там, где работает программа «Родные города», предлагают не ждать, что кто-то придет и что-то для них организует и сделает, а начинать действовать самим. Приветствуется не пассивность, а действие, не иждивенчество, а активная жизненная позиция. Этот путь оказался гораздо сложнее и длиннее, чем дорога прямой благотворительности, но многое из того, что получилось, действительно изменило жизнь людей.
Зачем бизнес занимается благотворительностью?
Родные стены
В Оренбурге есть красивая пешеходная улица — Советская. Дома на ней в идеальном состоянии, местные жители любят здесь гулять, проверяя время по городским часам на башне. Но один из дворов на этой парадной улице довольно долго оставался грязен и вонюч. Его пространство организуют две невыразительные стены с рельефной кирпичной кладкой, охапки проводов, покосившиеся дощатые двери. Плюс 30-метровая темная подворотня, куда на минутку стремился разнообразный несознательный элемент.
«Двор был запущен до такой степени, что, когда я называл инвесторам адрес, по которому мы собирались разместить Оренбургский туристско-информационный центр, они дружно крутили пальцем у виска, — говорит президент оренбургского фонда „Евразия“ Игорь Храмов. — Никто не верил, что это место можно превратить во что-то более-менее приличное».
Но ведь получилось! А началось все с того, что в 2015 году в Оренбурге при поддержке программы «Родные города» состоялся арт-фестиваль «Стенограффия». В каждом новом городе, который осваивает фестиваль, организаторы ищут друзей, соратников, помощников. Философия фестиваля предполагает не только визуальное изменение городской среды, но и формирование новых активных городских сообществ. Художники не просто приезжают и рисуют, они устраивают праздник, проводят мастер-классы, собирают вокруг себя активных и неравнодушных. Там, где прошел фестиваль, остаются сообщества людей, способные генерировать идеи и воплощать в жизнь свои проекты. Формирование новой среды, которая сама по себе способна создавать нечто новое, — вот, пожалуй, основная задача «Стенограффии».
В процессе обсуждения фестивальной программы в Оренбурге неожиданно вспомнили о грязном дворе. И появилась мысль создать здесь... музей писательских автографов под открытым небом. В Год литературы идея упала на благодатную почву, дав начало необычной и интересной традиции.
Первым писателем, кого пригласили «Родные города» в Оренбург, стал Алексей Иванов.
«...Истлевший угол бревенчатого сруба. В этих срубах лежали забытые деспоты степи — иссохшие скелеты, обряженные в ржавые кольчуги и с седлами. Под черепами, во тьме погребений, блестело золото...» Это из романа «Закон и тайга». В другой цитате того же автора фигурирует Петр Рычков, историк, исследователь, тот самый, кто оставил первые свидетельства о пугачевском восстании. Под текстами, которые не без эстетизма исполнил известный райтер из Уфы Паша Знаг, писатель расписался — при помощи баллончика с краской, в торжественной обстановке, под аплодисменты.
К тому времени двор вычистили, арку отремонтировали и осветили, несознательный элемент в подворотне уже не отмечался. В следующем году стены арки расписали местные художники Максим Чукин и Михаил Лаврентьев.
В 2017 году приехал писатель Лев Данилкин, автор нашумевшего жизнеописания Ленина, вошедшего в шорт-лист премии «Большая книга», и биографии Гагарина. Понятно, что на кирпичной стене появилась такая родная для всех оренбуржцев фамилия. Данилкин напомнил всем простодушную фразу молодого пилота: «Из ресторанов в космос не летают». Ну интересно же — когда и при каких обстоятельствах Гагарин сказал такое? Надо взять книгу и прочитать...
Как начать зарабатывать на том, что нравится делать?
Город находит таланты
Никто так не ценит теплые дни, как жители северных городов. В Муравленко — и это уже стало традицией — в такие дни все идут в сквер имени Фармана Салманова. А начиналось все несколько лет назад с бесплатного wi-fi, который здесь оборудовала компания «Газпромнефть-Муравленко». Сквер был благоустроен, украшен, в нем появились домики для буккроссинга и розетки для зарядки электронных устройств. «Нам очень хотелось создать некую точку притяжения, и мы стали думать, как наполнить это место интересными мероприятиями», — рассказывает специалист управления корпоративных коммуникаций «Газпромнефть-Муравленко» Екатерина Малышева, сразу уточняя, что слово «мероприятие» не совсем точно отражает суть того, что здесь происходит.
Жители города Муравленко — люди активные и дружные. То выйдут на субботник. То придумают новый вид спорта — муравленковский хоккей, не на коньках, а в валенках... Поэтому призыв «Все в сквер!» почти никого не оставил равнодушным. Сотрудники компании приобрели все необходимое для массовых активностей на воздухе — мобильную акустическую аппаратуру, пуфы, зонты и навесы на случай дождя, — с тем чтобы легко и быстро сделать сквер концертной или танцевальной площадкой, превратить его в театральную сцену или оборудовать место для спортивных баталий. После чего придумали и провели несколько мероприятий, сделав легкий уклон в сторону музыки и танцев. Тут же образовались группы в соцсетях (использовались хештеги #мелодииродногосквера и #танцующийсквер), а в народе родился смешной термин: сквер-party. Или совсем непонятно для непосвященных: party на Мурарбате. Потому что сквер имени Фармана Салманова тут же стал называться Мурарбатом, муравленковским Арбатом.
Успех был просто невероятный. Вспоминают, что самый первый концерт местной группы Franz Ferdinand Garage Band Cover Soundclub, которая исполняет русские и советские песни в рок-обработке и западные каверы, попытался сорвать дождь. Сначала заморосил, потом закапал и, наконец, полил. Но муравленковцы и не подумали расходиться, спрятались под зонтами: северяне погоды не боятся. Аплодировали так, что брызги во все стороны летели! «Площадка получилась невероятно крутая. Изумительная энергетика, своя, домашняя, ощущение было такое, что мы играли квартирник, только на улице», — говорит солист группы Александр Карабен.
Поняв, что проект получил поддержку, в компании «Газпромнефть-Муравленко» дали возможность всем, кому есть что сказать, спеть и показать, организовать в родном сквере что-то свое: поделиться творчеством. Площадка, инвентарь — бесплатно. Плюс микрогрант от компании: в рамках программы «Родные города» обозначилось целое направление «Родной сквер». И жизнь просто закипела. «Родной сквер», как писали в СМИ, взорвал город. Вдруг стало придумываться такое, от чего глаза у всех загорелись и что, казалось, совершенно невозможно здесь устроить. Откуда взялись, например, в Муравленко опытные ярнбомберы? А они есть, и в один прекрасный день деревья в сквере стали яркими и веселыми — ярнбомбинг, «вязаное граффити», которое появилось в Хьюстоне в 2005 году, предполагает создание городских арт-объектов с помощью крючка и вязальных спиц. Или современный мечевой бой. На Севере есть поклонники и этого только еще набирающего популярность в нашей стране единоборства, в котором соперники бьются мягкими японскими мечами тямбара.
Проект «Родной сквер», который продолжался всю весну и лето, что-то в городе изменил — об этом говорили многие жители Муравленко. Что? Только ли перезнакомил, подружил людей, ведь и без того многие друг друга знали? «Он внес яркие краски в летнюю жизнь, — уверена Екатерина Ракульцева, сотрудник городской библиотечной системы. — Формат оказался классной площадкой для творческих экспериментов. Жители города вдохновились проектом, у многих появились идеи». «Концерты в сквере словно разбудили нас всех. Люди перестали бояться непонимания, стали более открытыми и свободными, — объяснил Александр Карабен. — У нас есть парень, который здорово танцует, он захотел всех научить, сделать нечто вроде территории школьных танцев. Много молодых ребят пишут стихи, прозу, они хотят найти на этой площадке своих единомышленников...»
Александр Шлеменко: «Я никогда не думал о том, чтобы остаться в Штатах»
Об успехе проекта говорит и сухая статистика из соцсетей: во время мероприятий прямо из сквера пользователи сделали около двухсот записей на своих страницах и в различных пабликах. В результате интернет-аудитория Мурарбата в 2,5 раза превысила численность населения Муравленко и составила более 80 тыс. человек.
И даже сейчас, когда на Севере стоят сильные морозы, творческая жизнь в Муравленко вовсе не замерла. Обсуждается программа «Родного сквера» на лето-2018, пишутся сценарии, идут репетиции. Будут сюрпризы.
Большой пикник
...В один из дней в середине лета весь Ханты-Мансийск, стар и мал, собирается на набережной, где уже с утра слышна музыка. Здесь встречаются старые знакомые, можно увидеть одноклассников, обнять друзей, приехавших на каникулы. Что же тут такое происходит? Городской праздник — «ПикникХМ».
В программе «Пикника» более 300 активностей для детей и взрослых, несколько зон, разбитых по интересам. В туристической зоне, например, устроены палаточный лагерь и подвесная переправа. На образовательной площадке целый день идут лекции, семинары, тренинги. Детская зона приглашает в игровые комнаты, на анимационное шоу, в контактный зоопарк, на «Безумное чаепитие». Спортивная зона — это площадка для флэтбола (многие впервые познакомились с этим видом спорта), шахматный турнир для всей семьи, китайский бадминтон, фитнес-разминки. Спортивным инвентарем можно пользоваться совершенно бесплатно.
Меняй настроение своего города, призывают всех организаторы праздника и особо подчеркивают, что любой человек может сделать место, где он живет, лучше. «Пикник», заявляют они, — это подарок жителям от жителей же. Приходите! «Несколько лет назад я побывала на веселом городском празднике в Омске, рассказывает автор идеи и руководитель фестиваля Валентина Киселева. — Очень понравилось. Вернулась домой, рассказала подруге, и она загорелась. Я поняла, что команду собрать не проблема. Первый праздник мы подготовили в течение двух месяцев. Мы хотели сделать фестиваль для всех, для взрослых и детей, такой праздник, куда можно приходить всей семьей».
Первый «ПикникХМ» состоялся на набережной в 2015 году. Был довольно прохладный день, зрителей собралось не очень много, но все потом говорили, что было здорово. Решили продолжать. На следующий год, подав заявку на грантовый конкурс программы «Родные города», организаторы получили финансирование. Прошлым летом третий «Пикник» собрал уже 10 тысяч человек.
«Пикник» — это спорт, музыка, веселые конкурсы и... неожиданные подарки друг другу. Этим летом всех удивил один мужчина — он расстелил на траве не плед, как все, а огромный ковер, весь день варил кофе и угощал всех, кто проходил мимо. И если кто-то подумает, что это была реклама или промоушен, то он ошибется. «Мы сразу договорились, что цель получить прибыль мы не ставим, ведь главное — не деньги, а общение и идеи. Если что-то у нас и продается, то выручка идет на благотворительные цели, — говорит Кристина Петелина, одна из организаторов праздника. — Но никто из нас не считает, что мы в убытке: во-первых, время и силы мы тратим, получая большое удовольствие, а во-вторых, мы приобретаем бесценный опыт, развиваемся, то есть вкладываем в себя. Разве этого мало?»
Что меняется в городе? Настроение, конечно, раз. Градус активности, два. Люди стали предлагать свои идеи. Их много, и здорово, если часть из них осуществится. В компании «Газпромнефть-Хантос» решили помочь в этом и совместно с негосударственным Институтом медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» создали в Ханты-Мансийске проектную лабораторию «Город своими руками». «Наша лаборатория учит облекать свою идею в проектную логику. Эта экспериментальная площадка дает неравнодушным жителям города возможность придумывать и воплощать в жизнь самые разные проекты. Стать не просто мечтателем, а реализатором», — говорит София Соболь, руководитель региональных проектов Института «Стрелка».
А какие проекты? Например, в столице Югры хотят создать арт-лабиринт с изображениями исчезающих животных. Поставить хореографический спектакль силами старшеклассников по мотивам легенды хантов. Организовать лекторий, в котором будут выступать эксперты по самым разным темам. Устроить зооярмарку, сделав упор на культуре ухода за животными. Есть фотопроект, городской автопробег, детский фестиваль и летняя творческая школа для сельских детей, создание службы гражданских спасателей, школа чирлидинга... Часть этих проектов может получить поддержку грантового конкурса программы социальных инвестиций «Родные города». Идей много, но главное, что в жизнь начал воплощаться приведенный в начале лозунг — люди перестают рассчитывать на других и начинают действовать!
Подписывайтесь, чтобы узнать больше о социальных проектах, которые меняют российские регионы. Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.
Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/ или просто www.sibneft.ru