Найти тему
Амбидекстр

Пять психологических экспериментов, которые потрясли мир.

Человек должен хорошо знать свои слабости, ведь именно так он сможет наиболее эффективно защитить себя от воздействия, поэтому мы и публикуем эту подборку.

1. Стэнфордский тюремный эксперимент.

Этот эксперимент осуществил в 1971 году психолог Филлипп Зимбардо. Эксперимент был рассчитан на две недели, но в итоге его пришлось остановить уже через 6 дней. Все участники перед началом эксперимента были проверены на психическое здоровье.

Было выбрано 12 человек на роль "охранников" и 12 человек на роль "заключенных". Цель "охранников" заключалась в том, чтобы вызвать у "заключенных" чувство максимальной беспомощности.
У "заключенных" была неудобная одежда, порядковый номер вместо имени, а "охранником" дали специальную форму и зеркальные очки, за которыми не было видно глаз.

Охранники издевались надо своими «подопечными», заставляли мыть сливные бачки голыми руками и спать обнаженными на голом бетоне. Многие из них даже выходили на "работу" вне своего графика и по окончании эксперимента они жалели, что всё так быстро закончилось.

Вывод: люди очень быстро «теряют голову», как только в их руках оказывается практически неограниченная власть.


2. Эксперимент Рингельмана.

Проведён в 1927 году профессором Рингельманом с целью выяснить, как работа в группе влияет на производительность человека.

Была выбрана равная по силовым показателям группа людей. Один человек может поднять вес в 50 килограмм. Соответственно, два человека могут поднять вес 100 кг.

Но при проверке этой гипотезы выяснилось, что два человека поднять этот же вес уже не могут. Они поднимали только 93 % от своего одиночного «максимума». А когда человек в группе стало уже 8, то выяснилось, что каждый из них может поднять только 49% от первоначального веса. Аналогичная ситуация проявилась и с перетягиванием каната.

Вывод: Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Групповая работа во многом заставляет перекладывать ответственность на других людей.

3. Эксперимент с добрым самаритянином.

Его провели в 1973 году психологи Дэниэл Бастон и Джон Дарли.

Они разделили студентов на две группы, одной из которых поручили подготовить выступление с притчей о добром самаритянине, а второй- о том, как найти работу. Студентам категорически запретили опаздывать на лекцию.

По дороге в университет студенты увидели лежащего на тротуаре человека, которому явно нужна была помощь. И, поскольку им срочно надо было бежать на выступление, большинство из них проигнорировало его, в том числе и те, которые готовили речь про доброго самаритянина.

Вывод: люди легко предают свои моральные убеждения, когда им это выгодно. «Меня это не касается»- очень удобное оправдание для своего бездействия.

4. «Голубые и карие глаза»

Опыт был проведен в 1970 году учительницей Джейн Эллиотт под впечатлением от убийства Мартина Лютера Кинга.

Класс был разделен на две группы, по цвету глаз. Группе с голубыми, серыми или зелеными глазами были даны различные привилегии, учительница часто хвалила их. «Кареглазая» группа привилегий была лишена и «отмечена» тёмной лентой на шее.

В первый же день привилегированные дети стали вести себя насмешливо и высокомерно по отношению к «низшей касте». А «кареглазые» стали вести себя тихо, даже те, кто имел лидерские наклонности. Оценки их также стали хуже.

На следующий день учительница поменяла их ролями- и ситуация повторилась: уже «кареглазые» стали свысока относиться к своим «низшим» собратьям.

Учительницу уволили, эксперимент имел большой общественный резонанс, а люди писали письма в газеты, как могла учительница так жестоко обойтись с белыми детьми.

Вывод: люди очень любят чувствовать себя «избранными», а особенно остро они это чувствуют путём «издевательств» надо теми, кто ниже их. Людьми очень легко манипулировать, если дать им поверить в то, что они чем-то лучше других.

5. Эксперимент Милгрэма.

Проведен в 1963 году в Йельском университете Стэнли Милгрэмом.
В эксперименте участвовали три человека: сам Милгрэм, «ассистент» и «ученик». Роли распределялись по фальшивому жребию: так чтобы учеником всегда оказывался нанятый актёр.

Испытуемый задавал "ученику" вопросы, а если он отвечал неправильно, то испытуемый должен был бить его разрядом тока (фальшивым), нажимая специальную кнопку. Если испытуемый колебался, видя страдания «ученика», находящийся рядом Милгрэм говорил, что всю ответственность за эксперимент он берет на себя.

Большинство испытуемых продолжало нажимать на кнопку, доводя разряды тока до смертельной дозы. Все испытуемые проходили психологические тесты и не были склонны к садизму.

Вывод: люди способны пойти очень далеко, подчиняясь авторитетным лицам.

Спасибо за внимание! Будьте бдительны!

Ваш Автор.