С чего всё началось?орвежские связанные крючком гигиенические прокладки
Достаточно долго личная гигиена была на низком уровне, особенно это казалось женской. Существовало множество видов и средств личной гигиены,но ни одна из них не была особо эффективной и гигиеничной. Первое,что пришло людям в голову это – секлюзия (т.е. изоляция) менструирующих женщин от общества. Это было довольно распространено, особенно в Полинезии и южной Африке. В каждом поселении была специальная хижина для таких женщин, в которой они должны были находиться во время менструации. Зачем это делалось? Если говорить коротко,это проделывалось для того чтобы изолировать менструирующих женщин с целью обеспечения наибольшей их безопасности. Однако была ли эта цель единственной? Вот цитата из одного историка:
«…т.к. одежда женщин того времени не вполне скрывала их состояние, то такая женщина сделалась бы предметом насмешек для других, если бы на ней заметили хоть малейший след ее болезни, она потеряла бы расположение своего мужа или любовника. Таким образом, мы видим, что естественная стыдливость имеет своим основанием исключительно сознание своего недостатка и опасение перестать нравиться».
Итак, отсутствие элементарных гигиенических средств в давние времена вынуждало женщину к изоляции в период менструации.
Как Египет,Византия,Рим и Азия справлялись с этим
В Древнем Египте пользовался спросом папирус, из которого богатые египтянки делали тампоны. Однако папирус был весьма дорогой роскошью и простые, бедные египтяне использовали полотно, которое стиралось после использования.
В Византии также использовались тампоны из папируса или подобного материала. Такие тампоны вряд ли были удобными, т. к. папирус весьма жесток.
В Древнем Риме использовалась материя для прокладок, а иногда – тампоны из шариков шерсти. Можно сделать вывод,что средствами личной гигиены были 100% многоразовыми и это распространено в принципе везде.
В средневековой Японии, Китае, Индии женская гигиена была поставлена весьма высоко и Европа даже близко не стояла, ведь там было с этим в то время наихудшее положение дел. Именно в Азии впервые появились одноразовые прокладки. Азиатки использовали одноразовые бумажные салфетки, сложенные конвертом. который удерживался платком, закрепленным на поясе. Позже в Японии стали делать менструальные пояса, которые пропускались между ног в виде полосы. Между ней и телом женщины укладывалась салфетка. И да, салфетки сразу же после использования выбрасывали, а пояс же служил многократно. Внешне он напоминал перевернутую корзинку. Каждая интеллигентная японка должна была уметь делать себе такой пояс.
Грязное средневековье?
В Европе в средние века женская гигиена была на самом низком уровне. Простолюдинки, например, просто заправляли между ног нижнюю часть рубашек или юбок, В России в XVII-XVIII вв. использовали «срамные порты», т. е. нечто наподобие обтягивающих панталон или длинных трусов (обычных трусов тогда не носили) из толстого материала – менструальные выделения поглощались непосредственно портами, которые находились под обширными юбками.
Стоит отметить, что для средневековой женщины менструация была очень редким "гостем". Это было связано с тем, что в то время поздно становились женщинами, т.е. менструация начиналась где-то в 16-18 лет. И,конечно, средств контрацепции там априори не было и из этого следуют,можно сказать, бесконечные беременности и периоды лактации (в процессе кормления менструальные выделения в норме не встречаются). Таким образом, многие женщины за всю жизнь могли иметь всего 10-20 менструаций, т.е. столько, сколько современная женщина в среднем имеет за год-два.
Однако к концу XIX-началу XX в. проблема менструальной гигиены перед американками и европейками уже стояла чрезвычайно остро. И привычка заворачивать использованные прокладки в бумагу или газету и выбрасывать их в мусорное ведро сформировалась только в 70-е гг. XX в. с широким распространением одноразовых прокладок.
Для дополнительной защиты использовались передники, одеваемые на манер нижнего белья, т. е. они дополнительно защищали верхнюю юбку от загрязнения. Довольно долго в 1910-30-х гг. в Америке использовались менструальные трусы, называвшиеся briefs или bloomers. Тампоны, как и одноразовые прокладки, в Америке, Европе и Азии того времени были фактически неизвестны.
Не исключено,что мода на "наружные"передники пошла оттуда в то время.
Конструкция средневековья: многоразовая прокладка (может быть и не одна)+пояс,любого материала
В период первой мировой войны случился,считай, переворот в сфере гигиены. Тогда французские сестры милосердия в военных госпиталях заметили, что разработанный американской фирмой «Кимберли Кларк» материал целлюкоттон (что-то наподобие хлопковой ваты, сделанной из целлюлозы), широко поставлявшийся в Европу в военных целях, отлично впитывает менструальные выделения и стали этим пользоваться, фактически создав в Европе первые самодельные, но уже одноразовые прокладки.
Это открытие оказало значительное влияние на дальнейший ход развития менструальной гигиены, надоумив компанию «Кимберли Кларк» на выпуск прокладок из этого материала. Первые одноразовые прокладки, названные «Целлюнап» (Cellunap) были выпущены в 1920 г., однако не все было так просто. Хоть женщины и отнеслись к идее одноразовых прокладок (это показал тщательный и очень сложный по тем временам социологический опрос), но было очевидно, что женщины очень стесняются менструаций.
Рекламу тогда не планировали делать, потому что это было очень постыдно, что тут говорить, женщины боялись идти в аптеки за такими делами, смущались в общем-то всего. Нередко наблюдалась практика посылать своих детей за ними "они же пока ничего не понимают"- логично же!При покупке женщины очень стеснялись даже произносить название продукта, используя лишь последний слог, т.е. «нап». Нап (nap) – по английски значит «салфетка», и этот термин достаточно широко укоренился . Вскоре Целлюнапы переименовали в Котексы (Kotex), но по прежнему продавали в упаковках без надписей и рисунков.
Тогда фирмы-производители (такие как Kotex, Fax и другие) развернули широкую кампанию по весьма аккуратной, но настойчивой и продуманной рекламе гигиенических средств, важнейшим звеном которой были книги для девочек, где рассказывалось о половом созревании, менструациях и «ненавязчиво» проводилась мысль о необходимости пользоваться продуктами той или иной фирмы (самая известная такая книга – «12-й день рождения Марджори Мэй», вызвавшая взрыв возмущения у старомодных моралистов). Компанией Диснея для девочек был сделан просветительский мультфильм о менструации. Реклама прокладок появилась на страницах женских журналов.
Наконец-то промышленное производство прокладок и тампонов!
Первые промышленные тампоны появились в Америке в конце 1920-х гг. (Fax, Fibs, Wix). Они не имели аппликаторов, иногда даже вытяжных шнуров. Первый тампон с аппликатором (знаменитый Tampax) появился в Америке в 1936 г. и стал постепенно распространяться.
Одноразовые прокладки "современной" версии появились примерно в конце 60-х гг. – они уже были тоньше, не требовали никаких для себя поясов, достаточно было их положить в трусики или чулки. Отметим однако, что самые первые подобные одноразовые прокладки Johnson & Johnson появились еще в 1890 году, Curads в 1920, но они тогда совершенно не прижились, т. к. женское общество еще попросту не было готово к идее одноразовых гигиенических продуктов.
В 80-х продукты женской гигиены стали быстро интернационализироваться - такие бренды, как Tampax, Ob, Kotex, Always, Libresse и другие распространены по всему миру и редко встречаются только в бедных странах. В некоторых странах к ним добавляются и свои «национальные» бренды. Национальные марки можно условно разделить на две категории.
Первая – это более дешевые в сравнении с интернациональными модели. В Польше это прокладки Bella, в России – прокладки «Ангелина», «Вероника» и другие, в том числе и польские. Такие продукты, как правило, не столь удобны, как интернациональные.
Вторая категория – это продукты, в большей мере отвечающие национальным вкусам и предпочтениям, нежели интернациональные. Во Франции это, например, прокладки Nana и Vania (снабжаемые оберткой, в которую прокладку можно завернуть после использования), в Японии – тампоны с более длинными и обычно пластиковыми аппликаторами, снабжаемые целлофановыми пакетиками для заворачивания использованных тампонов и т. д.
Отметим, что есть и определенные национальные предпочтения в выборе гигиенических средств. Они не всегда поддаются объяснению, но нередко очень хорошо прослеживаются. Так, японки категорически не приемлют мысли о введении пальца в то самое место, поэтому практически все японские тампоны - с аппликаторами, а редкие безаппликаторные марки снабжаются резиновыми напальчичниками! Вообще же японки определенно предпочитают прокладки. Прокладками предпочитают пользоваться также азиатки, латиноамериканки и россиянки. Американки определенно предпочитают тампоны.
А что же творилось в СССР?
В СССР вплоть до конца 80-х гг. промышленных тампонов не существовало в принципе, а прокладки промышленного производства были крайне редки и изредка продавались в аптеках под названием… «гигиенического средства» - словом, с анекдотической точностью воспроизводилась ситуация Америки 30-х гг. Зато в каждой книге для школьниц подробно объяснялось, как делать прокладки из ваты, завернутой в марлю. Этим «ноу-хау» в совершенстве владели все советские женщины.
Первые тампоны Tampax и прокладки появились в СССР в начале 90-х гг. и вызвали среди женщин настоящую сенсацию. Первая реклама Тампакса появилась в журнале Бурда в 1989 году. На странице был изображен тампон с аппликатором на фоне коробки. Там же был короткий текст, суть которого сводилась к тому, что с тампонами в Тампакс россиянки обретут свободу и невиданный комфорт.
Если вам есть, что сказать, говорите,обсуждайте и,конечно же, подписывайтесь и ставьте лайки!