Обязательно для удачного сценария сериального детектива – создать конфликт между двумя партнерами или напарниками. Так кинолента делается интереснее, напряженнее. Правило давнее и существует еще до создания кинофильмов -- в книжных детективах то же самое. Доктор Ватсон и Холмс (Конан Дойль, конфликт идет по линии понимаю -не понимаю, Ватсон "глупый", Холмс "умный"), Дюпре и его напарник (Эдгар По) и т.п.
Не исключение и пятисерийная лента «Место встречи изменить нельзя» , о мистическом подтексте данного произведения поговорим позднее, а сейчас на повестке спор Жеглова и Шарапова.
Герои это абсолютно, на первый взгляд, разные и должны создавать разную эмоцию у зрителей. Жеглов лет на пятнадцать старше уверенный скептичный и циничный следователь много чего повидавший, страдающей формой паранойи (у следователей это профессиональное), чуть ли не заклевавший невиновного подследственного Груздева и не упекший его в тюрьму на расстрельную статью. И второй -- его напарник -- молодой мягкий , тактичный Шарапов, готовый выслушать, придти на помощь, помочь, пытающийся сделать все по-справедливости, по закону.
На первый взгляд, Жеглов выступает монстром, жестоким, и невидящим углов, готовым ради идеи бросать в топку людей. Интересно, что по одной из версии книги "Эра милосердия" Жеглов значительно моложе и живет не в сороковые а в тридцатые, во время разгара чисток.
Однако, все не так просто. На самом деле, если присмотреться, инициатором конфликта всегда выходит Шарапов, а Жеглов как более старший следователь его успокаивает и занимает более адекватную и уравновешенную позицию.
Герои ссорятся несколько раз во- время фильма.
Первый раз -- поступок по поводу Кирпича (Жеглов подкинул ему кошелек)
Второй раз по поводу папки, которую Жеглов унес на нужные процедуры, а Шарапова напугал тем , что она потеряна и теперь того ждет трибунал.
Третий - по поводу Груздева. Виновен -невиновен (когда еще было неизвестно виновен или нет), должен не должен сидеть, пока не схватят Фокса (когда уже Шарапов доказал Жеглову, что тот невиновен).
Четвертый -- по поводу смерти Левченко, боевого товарища Шарапова, оказавшегося членом банды. которого застрелил Жеглов.
Все эти случаи вполне объяснимы, если посмотреть на них с точки зрения Жеглова. Папка -- просто обучение, жесткое, но такое в его характере (Шарапов оставлял без присмотра документы -- это его вина). Случай с Груздевым абсолютно в образе работы наших следственных органов. Нахождение оружия -- улика очень веская, и почти неотразимая. Хорошо еще Груздева не побили на показаниях. Подозреваемых в убийстве могут допрашивать очень жестко, с пристрастием.
Интересно, что во-всех спорах виновен Шарапов –именно он вспыхивает как спичка, точнее, взрывается как петарда произноси много горячих яростью облитых слов и потом получив отпор успокаивается и покорно встает на свое место. Жеглов не вcпыхивает и не взрывается никогда, он всегда собран хладнокровен и насмешлив. Когда вспышка Шарапова кончается (это никак не влияет на ход дел), Жеглов расставляет все по местам, и все идет как и шло.
Взрывы Шарапова похожи на взрывы молодого офицера, страдающего определенной долей психопатии (Жеглов тоже психопат, но более взрослый выдержанный), Взрывы Шарапова это, без всякого сомнения, взрывы человека, побывавшего на фронте, много раз видевшего смерть лицом к лицу. Шарапов достаточно вспыльчив.
Такое еще называется фронтовая травма, когда человек вдруг психует взрывается на ровном месте.
И нужно только чуть сместить градус зрения и посмотреть на все стычки с точки зрения Жеглова, чтобы понять, насколько спокойно выдержкой обладает тот, чтобы терпеть все это, насколько спокойно, твердо и нежно, почти с отцовской любовью, совсем не обижаясь на яростные выпады, он обучает младшего товарища, помогая ему во всем, таща вперед.
Если не понятна еще моя мысль -- попробуйте покричать на своего начальника на роботе, как это делает Шарапов, и сразу поймете, о чем я.
Мягкость Шарапова внешняя.. и риск и давление он любит не меньше Жеглова (как все силовики) . Надо обладать обладать очень жестким характером, тягой к преследованью, любовью к риску на грани смерти, чтобы решиться на такое.
Сунуться в банду и выйти оттуда живым было бы неправдоподобно для работающего всего несколько недель в органах человеке, но стоит вспомнить, что Шарапов командовал не простой ротой на фронте – а штрафной. Этим объясняется им столь доскональное знание повадок и мышления уголовников и столь легкое перевоплощение, которое он демонстрирует на воровской малине.
В фильме Шарапов презрительно поводит плечом, сбрасывая руку Жеглова и уходит. Кажется, что вскоре они опять помирятся как обычно. В книге же все серьезней. Шарапов тверд, говорит сам себе и читателю: "Работать с Жегловым я больше не буду. Не буду."
Смерти боевого товарища (самое жесткое действие Жеглова) он простить не может, это понятно. но взглянем на это глазами Жеглова. Один из бандитов побежал. "Черная кошка", пойманная с такими усилиями, – банда воров и убийц, нагонявшая страх на всю Москву, ее члены заматерелые головорезы - убийцы, упившиеся крови и вошедшие во вкус. упустить одного из таких -- значит, снова подставить граждан под удар. убито уже минимум два сторонника, задействованных в их поимке. И много гражданских. И вот один из бандитов побежал. Что делать?
Шарапов, по непонятной причине бежит следом. Но может у него в голове помутилось? И не выстрели бы Жеглов, Левченко бы просто ушел. И все.
Хорошо конечно со стороны Шарапова рассуждать о едином законе для всех, но вот прикрывать бегство бывшего товарища (пусть и хорошего в прошлом, но теперь бандита и убийцы) это что, не против должностных инструкций?
Пишите, разбор \ анализ каких фильмов вы хотели бы услышать!!!!
#место встречи изменить нельзя #жеглов #высоцкий
#шарапов #конкин