Найти тему
Сергей Болдаков

Пришелец из шестидесятых

Суперкары – такой же кладезь мифов и фактов, как и обычные автомобили вроде советского ВАЗ-21099. McLaren F1 необычен и своей историей, и многими техническими решениями. Поэтому редкий, штучный и очень дорогой суперкар стал источником для многих вымышленных мифов и настоящих фактов, которые мы сегодня будем отделять друг от друга.

McLaren F1

  • Макс. скорость – 390 км/ч
  • Стоимость – 710 000$

McLaren F1 — настоящая легенда. И хотя подобных слов заслуживают многие суперкары коих было немало в ХХ веке только «Макларен» оставался лучшим на протяжение более 12 лет. Рекорд максимальной скорости установленный этим болидом в 1993 году был недосягаем для конкурентов вплоть до 2005 года! Он и сегодня быстрее знаменитых Ferrari Enzo или Lamborghini Murcielago и до сих пор является самым быстрым автомобилем с атмосферным двигателем в мире!

McLaren — одна из самых известных, и в тоже время самых молодых автомобильных марок. Появилась она относительно недавно — в начале 60-х годов прошлого века. Ее основателем был гонщик Формулы-1 Брюс Макларен, успешно выступавший в то время за команду Cooper. Личность это, надо сказать, была выдающаяся — помимо множества «формульных» побед, Макларен отличился еще и тем, что в 1959 году стал самым молодым победителем Гран При в истории Формулы 1, ему было 22 года! Причем, его рекорд продержался почти полвека и был побит лишь в 2003 году Фернандо Алонсо.

На фото: Брюс Макларен, четырехкратный победитель Гран При Формулы-1, основатель гоночной команды McLaren

Однако вернемся к McLaren. Гоночная команда, названная по фамилии основателя, была зарегистрирована уже в 1963 году. В течение трех лет Брюс создает собственный болид, с которым выступает в Формуле-1 и 24 часах Ле Мана. Макларен строит амбициозные планы по созданию не только собственных гоночных болидов, но и спортивных автомобилей для дорог общего пользования. Увы, реализовать задуманные планы он так и не успел. В 1970 году случается трагедия — знаменитый гонщик погибает во время испытаний нового автомобиля на трассе в Гудвуде. У компании начинаются смутные времена, хотя в 1974-м и 1976-м McLaren становилась чемпионом (Фиттипальди и Хант соответственно). Дорожные спорткары McLaren, разрабатываемые Брюсом, так и не увидели свет.

Идея выпуска дорожного McLaren была реанимирована в конце 80-х. Почему именно тогда? Возможно, руководство компании на подобные шаги вдохновили успехи формульной команды, которая уверенно доминировала на гоночных трассах. Да и время было такое, когда спорткары появлялись как грибы после дождя — тут и Lamborghini Diablo, и Vector W8, и Bugatti EB110... О выпуске чего-то подобного задумались и в «Макларен».

Для реализации амбициозных планов в 1989 году в Великобритании была создана дочерняя компания McLaren Cars Ltd., которая и должна была непосредственно заниматься созданием будущего суперкара. В качестве партнера при разработке технической начинки была выбрана компания BMW. Это было неожиданное решение — ведь на то время поставщиком двигателей для формульной команды McLaren выступала Honda, и логичным выглядело партнерство именно с ней. Но двигатель, созданный впоследствие подразделением BMW Motorsport, оказался настолько хорош, что правильность выбора партнера больше не обсуждалась даже критиками.

Первый показ McLaren F1 прошел на Гран При Монако 28 мая 1992 года. Место презентации (как и название — McLaren F1) было выбрано не случайно и лишний раз подчеркивало тесную связь между миром профессиональных автогонок и новым спорткаром, созданным с использованием опыта болидов Формулы-1. Во время презентации состоялся демонстрационный заезд автомобиля по гоночной трассе, были оглашены технические спецификации и стоимость автомобиля — 1,2 миллиона долларов!

Внешность автомобиля производила впечатление — настоящий монстр! Низкий, широкий с небольшой кабиной — было в нем что-то от космического корабля из фантастических фильмов. Двери, как и положено, сделаны по типу «крыла чайки» — это решение до сих пор остается наиболее эффектным и в случае с McLaren F1 отлично дополнило образ суперсовременного авто.

Обратите внимание на необычное расположение посадочных мест. Водительское сиденье находилось по центру салона — чтобы водитель лучше «чувствовал» автомобиль. Два пассажирских кресла расположены по бокам от него, немного сзади. Салон McLaren F1 был не так уж и аскетичен, как можно было бы того ожидать от чистокровного «спортсмена». Сиденья из дорогой кожи, кондиционер, аудиосистема. Хотя, о комфортабельности салона говорить не приходится — все дело в том, что пассажирские сиденья составляли единое целое с несущей конструкцией, а водительское — и вовсе являлось частью монокока, поэтому все неровности дорожного полотна моментально передавались на пятую точку сидящих в салоне.

Ну а теперь давайте о технике

Автомобиль был практически нашпигован самыми новейшими технологиями своего времени! Чего стоит один кузов, полностью выполненый из карбона. Это сейчас карбоном никого не удивишь, а в начале 90-х он воспринимался как нечто абсолютно фантастическое. Все 94 детали, из которых состоял непосредственно кузов, были сделаны из композитных материалов. Помимо карбона, широко использовались титан и алюминий. Оригинальной была и компоновка — двигатель был размещен практически по центру автомобиля, что позволило добиться почти идеальной развесовки по осям — 48% массы приходилось на переднюю, и 52% — на заднюю ось.

Под капотом McLaren стоял атмосферный V12, объемом 6,1 литра, производства BMW Motorsport. Прототип этого двигателя был создан в 1990 году, когда баварцы всерьез подумывали о создании собственного суперкара — BMW M8. По каким-то причинам проект приостановили, а двигатель на некоторое время остался не у дел. К нему вернулись после подписания контракта с McLaren, тем более что S70B56 (таково заводское обозначение двигателя) удовлетворял условиям Гордона Мюррея — главного инженера McLaren. Для F1 объем двигателя увеличили до 6,1 литра, а мощность — до внушительных 620 л. с. От соблазна установить турбированный агрегат отказался Мюррей, который вполне справедливо посчитал такой вариант недостаточно надежным с учетом условий эксплуатации, которые ожидали двигатель.

Крутящий момент от двигателя передавался на задние колеса. От полного привода отказались сразу — он значительно утяжелял машину. Конструкция подвески была ориентирована на максимальную эффективность на высоких скоростях, и все же конструкторы постарались сделать ее не слишком жесткой. Ведь McLaren F1 в первую очередь должен был стать дорожным автомобилем, а значит необходимо было сделать его пригодным и к обычным условиям эксплуатации.

Ну что же, самое время огласить динамические характеристики, которые действительно впечатляют! Итак, разгон до 100 км/ч с места — 3,2 с! Максимальная скорость — 376 км/ч! Напомним, что речь об автомобиле, который появился на дорогах в 1992 году. С 80 до 120 км/ч McLaren ускорялся за 1,2 с на 2-й передаче, или за 2,3 с на 4-й! Ускорение 130-160 км/ч происходит за 1,5 с на 3-й передаче! Цифры говорят сами за себя и не нуждаются в комментариях. В 1993 году на трассе «Нардо» в Италии «Макларен» установил новый мировой рекорд скорости, разогнавшись до 372 км/ч! Лишь спустя 12 лет, в 2005 году этот результат улучшил Koenigsegg CCR, которому покорилась планка в 388 км/ч. «Швед» был оснащен турбированным V8, мощностью свыше 800 л. с.!

McLaren F1 не забыт, хотя и давно уже снят с производства. Такие автомобили не уходят бесследно. Он стал символом целой эпохи, лучшим суперкаром 1990-х, одним из лучших суперкаров ХХ века. Всего было выпущено чуть больше сотни (107) автомобилей, и сегодня это — настоящий раритет, купить который невозможно даже при начилии кругленькой суммы на банковском счете. И ведь он до сих пор самый быстрый — среди автомобилей с атмосферными двигателями! Легенда жива и по-прежнему актуальна.