Всем привет!
Что же делает «особенным» знаменитого португальского тренера Жозе Моуриньо? Этот вопрос задают сами себе многие , а мы попробуем разобраться.
Что примечательного в его тренировках, позволяющих создавать такие великие команды?
Вне сомнения, что его успех был в зените в четырех Европейских странах. Его футболисты с радостью играют за него. Его тренеры - ассистенты также успешны. Его тренировки проходят в высоком темпе и разнообразны.
Будучи в Челси, он подготовил документ, который содержал 39 упражнения для первой команды и Академической программы. Он использовал только эти 39 упражнения. Результативность упражнений можно оценить по количеству трофеев. Звезда Челси Джон Терри сказал: «Я получаю от тренировок удовольствие каждый день и очень многому учусь. Даже новечки Первой команды наслаждаются первой тренировкой. Игроки высоко ценят талант Моуриньо обучать и находить общий язык с людьми!» Такие слова от действительно хорошего игрока многое значат.
Этот документ появился в США несколько месяцев назад. Возможно вам довелось с ним ознакомиться или заполучить его копию. 10 из этих упражнений мы рассмотрим. На мой взгляд, они стоят внимания.
Моуриньо использует, так им называемый «Всемирный метод обучения футболу». Вебсайт Футбольная наука и обучение предлагает подробное рассмотрение на Всемирный метод, и предлагает тренеру внедрение всех четырех основных принципов в каждое упражнение. Вместо отдельное подачи этих основных принципов (фитнес – бег на короткие дистанции) Моуриньо внедряет все четыре базовых принципа: Физический, Ментальный, Технический и Тактический.
Всемирный метод состоит из четырех зон:
- небольшие двусторонние игры
- приспособление к игре
- приспособление тренировки под модель игры (тренировка на позициях футболистов: 4-4-2, 4-3-3 и т.д.)
- эффективное создание недельного цикла тренировок между играми
Небольшие двусторонние игры включают в себя все 4 момента игры: атака, защита, переход из защиты в атаку. В эти игры включена техника, поддержание физической формы, тактическая грамотность, принятие решений. В игры можно добавлять важные компоненты фитнес-подготовки. Например:
- 2х2 – 2х4 минуты, 2 минуты отдыха, на участке 30х20 – 80% HRMax
- 3х3 – 4х4 минуты и 30 секунд, 90 сек. отдыха, на участке 40х25 – 90% HRMax
- 4х4 – 4х4 минуты, 2 минуты отдыха, на участке 40х30 – 90% HRMax
- 5х5 – 4х6 минуты, 90 секунд отдыха, на участке 45х30 – 80-90% HRMax
- 6х6 – 3х8 минуты, 90 секунд отдыха, ну участке 50х30 – 80% HRMax
- 8х8 – 4х8 минуты, 90 секунд отдыха, на участке 50х30 – 80% HRMax
Приспособление к играм может проходить несколькими способами:
- Регулирование размеров и формы: чем больше поле, тем больше решений игрок может принять; поле меньшего размера увеличит скорость игры. Тренер также может использовать участки поля (защита, атака…);
- Регулирование количества касаний мяча: уменьшение количества касаний ускорит игру;
- Номера по возрастающей, номера по убывающей: Датчане это используют на протяжении нескольких лет; это позволяет управлять активностью для работы над тактикой;
Тренировка как модель игры означает, что все тренировочные упражнения выполняются в игровой форме. Все упражнения и небольшие двусторонние игры должны выполняться футболистами на тех позициях, на которых они будут играть во время матча. 4х3 упражнение может использовать 4 полузащитника, играющих против 3, построение – 4-4-2.
Эффективное создание недельного цикла между играми. Моуриньо использует модель нарастающей интенсивности. Например, если игра запланирована на конец недели, с учетом ежедневных тренировок, цикли будет выглядеть так:
Игра – Восстановление – Низкая интенсивность – Средняя интенсивность – Высокая интенсивность – Низкая интенсивность – Матч
Нам бы пришлось использовать более быстрый цикл при нескольких играх в неделю.
Рассмотрим упражнение 5 из 5 Топ упражнений.
Это первое упражнение Моуриньо проводит с новой командой. Две игры 6х6 в близи друг от друга. Команды одеты в одинаковые цвета (например, красный и белый). Каждый игрок пронумерован от 1 до 6. Тренер выкрикивает номер (или 2 или 3). Названные меняют поле. Например: Красный 3-4-5, игроки под этими номерами меняют поле. В Огайском университете мы дополнили упражнение новой вариацией: Команды атакуют в различных направлениях, когда футболисты меняют поле, им приходится сориентироваться в каком направлении им работать. По мере перехода футболистов с одного поля на другое им необходимо видеть, что происходит и действовать соответственно:
- Какая команда владеет мячом?
- Где находится мяч в поле?
- Где мои остальные 3 товарища по команде?
- Где я могу оптимально расположиться для содействия команде?
- В защите ли я? Где именно?
- В атаке ли я? Где именно?
А также футболисты, оставшиеся на своих полях должны видеть поле и принять следующие решения:
- Кто владеет мячом?
- Где находится мяч?
- Мы номера по возрастающей (6х3) без мяча? – Прессинг.
- Мы номера по убывающей без мяча? – Уйти в оборону.
- Мы номера по возрастающей с мячом? – Скоростная атака.
- Мы номера по убывающей с мячом? – Сохранить владение мячом.
С каждой переменой игроков ситуация изменяется. Хорошие футболисты учатся видеть, читать и принимать правильные решения для получения преимущества. Игроки также используют 4 базовых футбольных принципа – ментальный, физический, технический, тактический.
Моуриньо постоянно подвергает игроков постоянным переменам в тренировочных ситуациях, чтобы они могли их анализировать и учиться как на них реагировать. Как сказал Джо Коул – «Ты постоянно чему-то обучаешься на каждой тренировке и даже этого не осознаешь!»
На этом все.