Первые станции московского метрополитена сооружали в 1931 - 1935 годах. Нужно понимать, что годы те были довольно суровыми, в СССР полным ходом шла индустриализация, денег в стране не хватало. Например, два супер-амбициозных проекта Советской власти так и не удалось осуществить. Грандиозный стадион имени Сталина на 200 000 человек, и Дворец Советов не успели построить к войне, а после войны и вовсе бросили. С московским метро дело обстояло иначе. Его постройка имела очень важное транспортное значение. Главным городским транспортом до этого был трамвай, но он уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Автобусы были слабо развиты (в начале 1930-х их было в Москве всего 400 штук), троллейбусов вообще не было, их пустили примерно в это же время.
Таким образом, не достроить метро, просто бросив, как Дворец Советов, было нельзя. Метрополитен стал главной стройкой не только Москвы, но и всего Советского Союза. Ничего подобного в стране до сих пор не сооружали. В условиях нехватки средств, тем не менее, на отделке и внутреннем оформлении станций изначально решили не экономить. Сталин и Каганович (который непосредственно руководил строительством метро, параллельно с Ротертом), ставили задачу создать не просто метро, а лучший в мире метрополитен. Построенная в рекордно короткий срок самая лучшая и самая красивая в мире подземная дорога должна была стать своеобразной витриной для показа иностранным делегациям, журналистам, туристам, и наглядным доказательством превосходства социалистической плановой экономики над системой свободного предпринимательства. Такой шикарный метрополитен обязан был показать, что первое в мире коммунистическое государство уже догнало и перегнало капиталистов, выразить величие социалистического строительства, обеспечить психологический подъем в стране, став символом коммунистического будущего.
Вот, например, как советская пропаганда описывала парижское метро: "Здесь все подчинено интересам капиталистической наживы. В нескольких метрах под землей – унылое, казарменное однообразие сырых и затхлых, убого освещенных катакомб, по которым движутся поезда метро. Преимущество скорости и дешевизны гонят в эти мрачные подвалы народ, который после поездки выходит оттуда уставшим и разбитым. Пассажиров мутит от спертого воздуха, так как неутолимая жадность предпринимателей лишила метрополитен Парижа всякой вентиляции; публика невероятно устает от долгих блужданий по запутанным и сложным подземным переходам. Внутреннее оформление парижского метро неряшливо и убого, освещение очень тусклое, без малейших попыток чем-либо прикрыть одинокие жалкие лампочки".
Советское метро должно было стать антиподом зарубежному. Каганович говорил: "мы хотим, чтобы это сооружение, которое больше, чем какой-либо другой дворец, театр, обслуживает миллионы людей – чтобы это сооружение поднимало дух человека, облегчало ему жизнь, доставляло отдых, удовольствие. Наш рабочий, едущий на метро, должен чувствовать себя в этом сооружении бодро и радостно. Мы построили такой Метрополитен, где человек, спускаясь на станцию, чувствует себя, по определению рабочих Москвы, - «как во дворце».
Вот почему московский метрополитен специально построили таким красивым. Он должен был производить ошеломляющее впечатление на иностранцев и доказывать преимущество социалистического строя над капиталистическим. Любопытно, что позже по этому же пути пошли в Пхеньяне (КНДР), стремясь превзойти классические станции московского метро. Посмотрите, налицо явное внешнее сходство...
Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, здесь все самое интересное!