Найти тему
WBCMedia

Карантин и малый бизнес: что будет с салонами красоты после кризиса?

Оглавление

Нет сомнений, что индустрия красоты изменится после пандемии коронавируса, перемены происходят уже сейчас. 

Мы поговорили с предпринимателями, владельцами салонов красоты, ведущими стилистами России и задали им вопрос: какими будут салоны красоты, когда откроются?

Итак, мы получили следующие выводы:

   

Вывод № 1: Салонов красоты станет меньше, а доходы мастеров сократятся

Рынок работника сместится рынком работодателя, поскольку спрос на услуги парикмахеров, стилистов, скорее всего, сократится. Значит, количество работы у салонов красоты тоже уменьшится. Более того, многие салоны будут вынуждены уйти с рынка или сократить персонал. 

На практике

По прогнозу Ильназа Набиуллина, основателя бьютихолдинга, через полгода его салоны смогут вернуться на уровень 80% от докризисной выручки. И это при условии того, что его предприятия смогут начать работать в июне, удастся договориться о снижении арендной платы, и сохранится спрос клиентов. Это будет хороший результат. 

«Раньше я считал, что если бизнес окупается дольше двух лет, то это не эффективные инвестиции. Сейчас этот срок увеличился до трех лет», — говорит предприниматель. 

По словам Игоря Стоянова, основателя сети «Персона», скорее всего, до конца 2020 года на рынке появится еще один крупный игрок. 

«Чтобы тебя видело государство, ты должен быть большим, заметным и влияющим на ситуацию», — считает Игорь.

Вывод № 2: Оплата аренды за нерабочие месяцы — одна из главных проблем салонов красоты

В более выгодном положении оказались предприниматели, у которых помещение салона красоты находится в собственности. Но таких – меньшинство. Чаще всего салоны красоты арендуют помещения. 

Арендные платежи начисляются ежемесячно, и в этой ситуации единственный выход – договариваться с арендодателями на индивидуальные условия и послабления. Но, по словам владельцев салонов красоты, идти на уступки готовы не все собственники помещений, да и послабления не всегда спасают ситуацию. 

На практике

Игорь Стоянов, основатель сети «Персона» приводит пример разговора с собственником одного из арендуемых помещений: «Если сейчас за апрель и май арендодатель идет нам навстречу и обнуляет арендную плату, то на июнь (первый рабочий месяц, если нам разрешат открыться) он дает скидку только 30%, а не 50%. В этом случае мы, как бизнес, уже понимаем, что начинаем работать в минус. Более того, остается вопрос: а кто будет компенсировать убытки собственнику помещения?». 

Эдуард Тришкин, стилист, владелец салона красоты в Москве считает, что в ситуации, когда одни арендодатели дают каникулы, а другие — нет, необходимо вмешательство государства, которое может объяснить владельцам недвижимости и дать стимулы для поддержки малого бизнеса, в частности, индустрии красоты.

Вывод № 3: Меры господдержки доступны не всем предприятиям индустрии красоты 

Владельцы салонов рассказывают, что кредиты на заработные платы сотрудников сложно получить салонам-одиночкам: зачастую, владельцы бизнесов не могут самостоятельно заполнить все документы, а нанять дорогостоящих бухгалтера, юриста и экономиста в условиях кризиса невозможно. Есть случаи, когда коммерческие банки отказывают в выдаче кредита, не хотят рисковать.

На практике

«Например, «Альфа-банк» отказал в выдаче средств моему мастеру-франчайзи, потому что банк не уверен, что по окончании пандемии салон вновь откроется, ему вынесли приговор. 

У меня ситуация немного другая: мои счета находились в «Точке» — банке для предпринимателей, большая часть акций которого принадлежит банку «Открытие», поэтому я смог получить кредит на один из салонов», — рассказывает Игорь Стоянов, основатель сети «Персона».

Вывод № 4: Несмотря на запреты, отдельные салоны красоты и мастера, принимающие клиентов на дому, продолжают работать 

По оценкам экспертов, «серый» рынок достигает 30%! Это отдельные салоны, не работающие под сетевым брендом или салоны, которые не боятся рисковать своей репутацией.

На практике

«Это большая этическая дилемма», — рассуждает Игорь Стоянов. — Многие мастера находятся в очень тяжелом материальном положении». 

Эдуард Тришкин, стилист, владелец салона красоты в Москве рассказывает, что продолжает содержать сотрудников и выплачивает им заработную плату, несмотря на то что его салон закрыт с марта.

«Два месяца я обеспечиваю мастеров за свой счет: каждую неделю выплачиваю фиксированную сумму каждому сотруднику. Я понимаю, что ситуация сложная, у всех есть семьи и дети», —  рассказал Эдуард. 

UPD: 21 мая Госдума утвердила новый пакет мер по поддержке бизнеса в условиях распространения коронавируса.

Теперь арендаторы из числа субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса, смогут до 1 октября 2020 г. в одностороннем порядке отказаться от договора аренды и не возмещать убытки в виде упущенной выгоды. Но обеспечительный платеж возвращен не будет (он останется у арендодателя).

Расторгнуть договор арендаторы смогут в том случае, если от арендодателя получен отказ о снижении арендной платы.