Мне не нравится эта профессия. Я в детстве выбрал то, что мне было предначертано. Но это не значит, что мне это нравится. Я это сделал, я несу за это ответственность. Я стараюсь делать это хорошо, потому что я пошел на это. Но мне это не нравится.
Все, кто делает все правильно в своей профессии, выкладываются на все сто, воспринимают ее как крест. И красота, которая дается человеку от природы -- крест. Любой талант, будь то писательский или экономический -- это крест.
Когда ты восходишь на гору, тебе это нравится. Потому что ты идти вперед, к вершине, не будешь, если тебе это не нравится. Когда ты доходишь до вершины, для того, чтобы там стоять, ты должен прилагать усилия, потому что на высоте существовать сложно. Почему ничего не растет в горах? Потому что там не выживает ничего. Там сложно жить. И там-то глаза открываются: а зачем ты шел сюда? Стоило ли оно того? И хочешь ли ты здесь долго находиться? Мне кажется, очень мало людей в мире, кто добровольно отдаст вершину. Это психологически очень сложно. А у некоторых, которых стесняет вершина, которые летят вниз, у них даже едет крыша…
С Гретой Гарбо все было просто. Она не подписала контракт со студией, а дальше уже не подписали с ней. И она много раз пыталась вернуться, но не сложилось. И потом, важно, что к моменту ухода из кино она была безумно богатой женщиной. Когда Гарбо умерла, оказалось, что очень много зданий в Нью-Йорке принадлежит ей. У нее была колоссальная коллекция уникальных произведений искусства. Она была настолько обеспеченным человеком, что ей не надо было трудиться.
Почему говорят, что художник должен быть голодным? Это стимул заставлять себя двигаться вперед. Когда у тебя все есть, нет желания творить, тебя ничто не подстегивает, кроме тщеславия. А на одном тщеславии двигаться невозможно. Вот когда у тебя материальные блага приходят вместе с вершиной, это возможно, потому что ты удерживаешь вершину, это совсем другое, уже твое профессиональное реноме не дает тебе скатываться. А вот подниматься с грузом нельзя. Вверх можно идти только налегке.
На сцену выходить можно сколько угодно -- просто показаться. Как Майя Плисецкая в возрасте 70-ти, хотя она задолго до этого перестала танцевать классический балет. Это когда надо танцевать очень сложные роли. Это как в спорте выигрывать Олимпиаду. Только Олимпиада у спортсменов раз в жизни, в лучшем случае два. Три -- это считается безумно много. У нас каждый спектакль -- Олимпиада. 32 фуэте в одном спектакле, обязательная программа, когда ты должен встать и сделать обязательно хорошо и четко. И чем выше твой класс, тем лучше ты должен это сделать.
Артисты, которые начинают рассказывать: "я творю, я ищу что-то новое" -- это просто красивая легенда. Физика уже не позволяет встать и вытянуть классический спектакль. В репетиционном зале ты все делаешь, а доходит до сцены -- и ты ничего не можешь сделать. Это ужасно. Тело человеческое имеет свой лимит, к сожалению. У меня не было желания умереть на сцене, я на такой подвиг не способен. У нас профессия сложнее, чем у балерин. У мужчин организм изнашивается в четыре раза быстрее. Но мне есть чем заняться -- преподаю в Большом театре и в хореографическом училище, веду программу на канале «Культура».
Из балета нужно выходить обязательно -- иначе сойдешь с ума. Это закрытый мир, очень однообразный и скучный. Чем ты больше достигаешь, тем он однообразнее. Иногда хочется кому-то двинуть, потому что от однообразия устаешь. Телевидение -- для меня отдушина, потому что раз или два в неделю, а балет -- каждый день. Я там не отдыхаю -- я отключаюсь. Это выходной день. Когда есть возможность съемки и монтажа, это элементарная профессия. Ничего сложного вообще. Из всех артистических профессий самая сложная -- это балет. И цирк, акробаты воздушные -- где-то близко. А все остальное -- и пение, и музыка -- гораздо легче. Само по себе это сложно, но это физически легче, чем балет.
Сейчас очень сильно упал уровень культуры в мире. Я очень люблю ситкомы и хорошо отношусь к пародиям, но дело в том, что этого стало слишком много. Андерграунда слишком много. А вот того, что воспитывает и развивает -- этого не слишком много. Наверное, правильно, что есть такая воспитательная политика везде -- чтобы не было горя от ума. А с другой стороны, мне обидно. Многие не хотят развиваться. Я сказал одному человеку -- он для своих родных все время берет у меня пригласительные: а когда ты сам сподобишься? Когда-нибудь надо развиваться! Он ответил: я не хочу. Зачем? Я же дожил до 40 лет без этого -- и все прекрасно… Понимаете, это основная масса человечества, она такая, к сожалению. Или к счастью. Чем меньше знаешь, тем крепче спишь.
Как правило, классическую музыку в состоянии слушать исключительно высокоразвитые существа. Чем организация внутри проще, тем меньше ты к этому имеешь склонность. Другое дело, что те, кто зацикливается исключительно на классической культуре -- они очень скучные, неинтересные люди. Высоколобые. Видимо, надо что-то между. Знаете, как у Андерсена написано: мир идет до забора через пасторский луг, а потом никто не знает, что там. Для тех, кто живет за забором, не у всех возникает желание заглянуть за пасторский луг. Мне всегда интересно узнать, а что там, за поворотом… А многим -- нет.
Человек всегда хочет больше, чем имеет. Чего я сейчас хочу? Мира во всем мире!.. Нет, вообще у меня желания элементарные. Мне кажется, что у всех людей очень простые желания. Никто, в принципе, не желает экстраординарного -- миллиарда долларов, например. Люди думают всегда об одном и том же. Желают здоровья, любви, карьеры, денег. Я не знаю людей, кто этого не хочет.
Понравилось? Подпишись на наш канал!
Беседовала Яна Плотникова (с) "Лилит"