О чём для меня эта история? О безграничной любви к своей профессии и труду, о желании подарить городу что-то прекрасное, об упорстве и профессионализме, о горении идеей и о достижении целей. О том, что творческий потенциал можно развить в любых условиях, в любом деле.
Один из создателей этих мозаик мечтал развивать свои художественные способности, но пришлось пойти туда, где можно заработать хорошие деньги (думаю, многим из нас знакома эта дилемма). И вот, в этих мозаиках на стенах подземных переходов он воплотил свою мечту.
Спускаясь в подземный переход, никогда и ни за что не ожидаешь увидеть что-нибудь подобное. А когда пытаешься понять, из чего и как это сделано, то ещё больше впадаешь в ступор: да это же обыкновенная кафельная плитка! Материал такой прозаичный, а в умелых руках стал основой художественного произведения.
Издалека кусочки, из которых выложены эти панно, можно вполне принять за смальту. Только вот смальту варят для мастеров на заказ, и художник может выбирать цвета и оттенки по каталогу, тем самым формируя себе палитру для работы.
А кафельная плитка - это серийное производство заводов, поэтому приходилось работать с тем, что есть в наличии. Скольких трудов и терпения стоило вырезать маленькие кусочки замысловатой формы из ломкой плитки!
Тем больше восхищает мастерство тех, кто трудился над этими панно. Хорошо было бы узнать "героев" в лицо.
Я была в Ростове-на-Дону в октябре 2016 года и тогда в сети нашла не много информации об этих необычных картинах и их создателях. Только сейчас, когда решила написать о том путешествии, мне встретилось интервью Галины Ивановны Гриценко (Лантух), участвовавшей в этой грандиозной работе.
Над созданием мозаик для ростовских подземных переходов работали шесть человек: Валентина Чеботарева, Дмитрий Черенков и его жена Антонина, Юрий Лабинцев, Галина Лантух, Анна Заколодная.
Автором идеи создания панно из кафеля был Юрий Никитович Лабинцев, бригадир плиточников, трудившийся в ростовском мостоотряде №10.
Он убедил своего начальника в том, что получится хорошо, добился выделения средств на материалы и сам рисовал все эскизы и лично принимал участие в выкладке картин на стенах. А впоследствии за проделанную работу был награждён орденом Ленина.
На создание одного панно уходило до полугода, работали круглогодично, даже зимой. К работе приступили в 1972 году.
Сначала Юрий Никитович рисовал эскизы. Для этого нужно было изучить архивы, поговорить с краеведами, сделать массу набросков. Затем, как рассказала Галина Ивановна, он рисовал картину карандашом, делил её на клеточки и на больших ватманах так же по клеточкам 15х15 см (размер плитки) воспроизводил изображение в натуральную величину.
Дальнейший процесс был очень похож на изготовление римской мозаики: из плитки разных цветов вырезали кусочки нужной формы, выкладывали на стол по образцу, сразу лицевой стороной. Когда фрагмент был готов, наклеивали сверху кальку и переносили на стену.
По рассказу Галины Ивановны, они работали, в основном, с шахтинской плиткой. И будто бы заводом предлагался большой ассортимент цветов и полутонов. И правда, колористический набор восхищает.
Интересно, что в то время ни один завод не производил плитку ярко-красного цвета. Пришлось просить небольшую партию готовой плитки перекрасить и переобжечь, специально для мозаики.
Белую и светло-кремовую плитку производили в Славянске. А светло-голубая плитка, которой выложен в том числе фон многих панно, - чешская, очень дорогая, но самая мягкая и приятная для работы, резалась без сколов.
За несколько лет работы бригады в центре Ростова были оформлены пять подземных переходов. У каждого из них была своя тематика. К большому сожалению, я увидела не все. Многие секции на тот момент были закрыты торговыми палатками (по информации от подписчиков, сейчас ларьки убрали).
Самая узнаваемая серия - сюжеты из "Тихого Дона" и "Поднятой целины". Шолохов в Ростове, конечно, культовая личность, и героев его романов можно встретить повсюду.
Ещё одна серия мозаичных полотен посвящена донской природе.
Далее мне встретились картины счастливой жизни маленьких ростовчан.
Неохваченными мной остались темы воинской славы и рабочих профессий. В заларьковом пространстве спрятались панно: "Азовские походы Петра Первого" (по некоторым данным, были уничтожены), "Крепость святого Димитрия Ростовского", "Космонавты, стоящие на спутнике Юпитера Ганимеде. И неизвестно, в каком они состоянии.
Время и неаккуратное отношение к творениям земляков нанесли раны многим мозаикам. А ведь эти мозаичные картины - уникальная достопримечательность, ведь им нет аналогов нигде в мире. Властям Ростова их нужно открыть полностью, отреставрировать и оберегать.
Другие рассказы о Ростове здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал . Благодарю за внимание!