То, что в партизанских отрядах нравы были, мягко говоря, суровы — факт известный. Мне уже доводилось об этом читать на примере партизан Ленинградской области. А тут на "Памяти народа" наткнулся на "Список дезертиров, изменников Родины и попавших в плен бывших партизан Калининской области 1942-44 гг". Типичные формулировки:
Расстрелян "За сон на посту и воровство", "За мародерство", "За дезертирство", "За неоднократное дезертирство" (с.3), "За измену и предательство" (с.13)
Видимо, в разных отрядах в разное время были разные поводы для расстрела: где-то после первого же проступка ставили к стенке, а где-то могли на первый раз просто предупредить.
"Расстрелян за переход на сторону 'казаков'" (с.13), причём ‘казаки’ тут именно в кавычках, и упоминаются в этих списках часто. Власовцы что ли?
Расстреляна "За антисоветскую агитацию среди партизан" (с.17)
Расстрелян "За трусость и оставление раненых на поле боя" (с.17)
Расстрелян за то, что "Дезертировал домой... под силой оружия отбирал у крестьян лошадей, одежду... и продавал за самогон" (с.32)
"Расстрелян перед строем за халатное отношение с оружием, в результате чего был смертельно ранен командир отделения" (с.32)
"За самовольный уход с поля боя", "За пьянку, хулиганство и убийство мирных жителей", "Во время ночного налёта немцев бросил ручной пулемёт" (с.35)
Расстрелян "За невыполнение приказа командира взвода и нанесение ему удара" (с.51)
Расстрелян "За отпуск из-под ареста немецкого шпиона" (с.57)
А вот этот почему-то совсем уж долго куролесил, на целый букет обвинений: "За время пребывания в партизанах показал себя одним из недисциплинированных бойцов. Будучи разведчиком, он систематически пьянствовал, занимался мародёрством, требовал вина от мирных жителей под угрозой оружия. Был случай ранения гражданки из дер. Дорошево, а также был случай изнасилования девушки из дер. Надгорье... расстрелян" (с.74)
Ещё про одного написано, что три (!) раза переходил к немцам, где-то у них учился (в разведшколе?), но в очередной раз был разоблачён (с.94).
"За покушение на командира" (с.77)
"Ушли из отряда и начали организовывать свой отряд 'зелёных'" (с.92)
"Деревенский староста" (с.105), "Перешёл в полицию" (107), "Тайный агент 'гестапо'" (с.112), "За шпионаж и разведку в пользу гестапо" (с.88)
"Сбежал к немцам 25.3.43. Мать и сестра расстреляны отрядом." (с.105) Да, бывало, увы, и такое, как перенос наказания на близких родственников.
"Расстрелян за мародерство и попытки изнасилования женщин" (с.115)
Иногда даже упомянуто кто приводил приговор в исполнение (с.93).
В некоторых донесениях старались указать обстоятельства попадания в плен: "с оружием", "безоружным", "по израсходовании боеприпасов".
И удивляет количество дезертиров и перебежчиков в середине 1944 года! (См., например, листы 52-53, 69, 71, 76.) Я так понял, что тверские отряды тогда перешли в Белоруссию. Понятно, что кто-то из рядовых партизан хотел остаться дома. Но к немцам-то зачем?! Да, кому-то могла не нравиться советская власть. Но и немцев любить было не за что. В коллаборационистских формированиях к стенке тоже легко ставили.
А главное — в середине 44-го у немцев дела в Белоруссии и вообще везде были так плохи, что побег к ним мне кажется бессмысленным. Навряд ли их недостаточно информировали о ситуации на фронте. Единицы из сбежавших, конечно, могли перебраться в Германию или Австрию, избегнуть репатриации в 45-46 гг, а затем в начале 50-х затихариться где-то за океаном. Но это такая длинная "дистанция", непредсказуемая, с шансами "русской рулетки".
Возможно, у таких людей просто было что-то в прошлом и им хотелось начать "с чистого листа".
+ + +
Понравилась статья? – Ставьте лайк, берите ссылку к себе в соцсети и подписывайтесь на мой канал! :-) О военной истории я пишу часто, так что Вы увидите и другие интересные публикации...