Давайте будем честны друг с другом, не зря даже старая советская историография называет время правления Екатерины Великой «расцветом фаворитизма» в России. Что поделать, любила матушка – государыня окружать себя большим числом близких «соратников». Конечно, далеко не все из её «фаворитов», только и делали что, опустошали казну, да влияли на политику государства, описанным в скабрёзных анекдотах способом. Некоторые, вполне достойно служили империи и короне.
Некоторые, но не все. «Фавориты» быстрее продвигались по служебной лестнице, раньше срока получая чины, награды крепостных. К примеру, в 1796 году, для того чтобы порадовать одиннадцать своих «любимчиков» «именным золотым оружием, крупными денежными выплатами» императрица потратила 93 миллиона рублей, оставив в казне лишь 50 –т, на текущие расходы. Не слишком ли высокая цена за преданность?
Попробуем разобраться, а что мы знаем о Екатерине II?
Одни историки рисуют нам портрет чужеземки, полюбившей незнакомый ей народ, расширившей и упрочившей границы присягнувшего на верность новоиспечённой императрице государства. Их оппоненты, напротив, живописуют портрет прусской принцессы, занявшей русский трон в мрачном, негативном ключе. Представляя государыню, как даму властную, жестокую (без колебаний подавившую крестьянское восстание Пугачёва) и деспотичную. Привыкшую решать большинство своих проблем в царских альковах. Так ли это? Начнём мы, пожалуй, со лжи.
Молва, легенды, слухи, домыслы.
Автором самого мерзкого из них, я назвала бы польского писателя Казимера Валишевского, (1849 – 1935) намеренно исказившего истинную причину смерти российской императрицы, инсульт в своём псевдоисторическом труде: «Роман императрицы Екатерины Второй, изданном в России в 1900 году. Как ни странно, но многие сравнивают романы Валишевского с книгами Александра Дюма. Что же, возможно. Заурядное бульварное чтиво, не несущее в себе никакой пользы.
Под другим мифом, я подразумеваю существование «тайной комнаты», в которой императрица якобы встречалась со своим «фаворитом» Платоном Зубовым, будучи замужем за Петром III. Пару лет тому назад, в СМИ появилась заметка, что эксклюзивный стол из этой комнаты, был продан на аукционе «Sotheby’s».
Но вот незадача, мало того, что нет никаких документальных подтверждений существования данной комнаты, так и в каталогах аукционного дома «Sotheby’s» нет никаких сведений о совершённой в 2017 году сделке. Никто, никакой стол просто не продавал!
Почему не сошлись характерами Екатерина II и Пётр III?
Это был обычный морганатический брак. 16 – летнюю девочку из бедной немецкой семьи, где даже подливка к картошке считалась изысканным лакомством, поразили просторы страны, в которой ей придётся прожить всю оставшуюся жизнь. На одной из почтовых станций, охранявшие её карету гвардейцы, оказавшиеся в большинстве своём выходцами из богатых и знатных семей, играя в карты и ленясь при этом считать, ставили золото на кон, просто ссыпая монеты в стакан.
А вот молодому супругу, принцесса София не понравилась совсем. Мрачновато – нелюдимый, недавно перенёсший корь Пётр, предпочитал обществу молодой привлекательной невесты, казарму, казённую муштру да глуповатых фрейлин.
Есть сведения о том, что после их венчания, состоявшегося 22 августа 1745 года Пётр III не смог выполнить свой «супружеский долг», чем окончательно уничтожил себя в глазах будущей императрицы. Такая неопределённость, длилась ещё восемь лет! И лишь после 1752 года у Екатерины появился первый «официальный фаворит», член старинного аристократического рода Сергей Салтыков. Он должен был стать отцом будущего наследника, если бы Пётр III остался бесплоден. К счастью, придворный лейб – медик Листок, хирургическим путём смог излечить Петра III от детского «фимоза» и в 1754 году у пары родился наследник. Наречённый Павлом.
Должна сказать, что отцовство не изменило отношения Петра к жене. Он по-прежнему вёл себя с ней крайне высокомерно. Любой посторонний человек, не назвал бы такой брак нормальным. А теперь правда?
Что в действительности, мы знаем о личной жизни Екатерины II?
Не так уж и много. Сказки некоторых исследователей о том, что у неё было 23 люб, ой простите «фаворита»? Так и хочется спросить вы их по головам считали, что ли? Конечно у неё были романы и увлечения, порой доходившие до брака. К примеру, в 1775 году она тайно обвенчалась с одним из своих «фаворитов» светлейшим князем Григорием Александровичем Потёмкиным. Герой русско – турецкой войны, силач, способный одной рукой вырвать застрявшее в грязи колесо обозной телеги, пусть и ненадолго Потёмкин сумел заполнить пустоту, зияющую в сердце императрицы. Впервые за десятки лет, она была любима и любила сама. Сегодня подобный союз назвали бы свободным. «Светлейший» пытался то забыть императрицу, ища утешения в объятиях молодых красавиц, то рыдал как ребёнок у неё на груди.
Он был единственным из всех её «приближённых», покрывшим своё имя не позором мздоимства, а честью, доблестью и славой. Именно о его смерти Екатерина Великая горевала так, будто овдовела во второй раз в жизни.
Я благодарна тем, кто прочёл мою статью до конца. Пожалуйста, выразите мне вашу поддержку лайками, комментариями и подпиской на канал Меня зовут Вика.