Найти тему

Запрещено запрещать!

Когда-то месяц май не был временем вынужденного заключения в собственных квартирах и прогрессирующего невроза, а был он временем больших дел и таких же побед.

Место действия: Франция.

Время: весна 1968 года.

Контекст: порядком раздражающий общество голлизм, антивоенные настроения, Даниэль Кон-Бендит и всё такое прочее.

Франсуа Трюффо
Франсуа Трюффо

Талантливый режиссёр Франсуа Трюффо, пришедший в профессию из публицистики и с первой попытки покоривший Канны полнометражным дебютом «Четыреста ударов», работает над новым фильмом.

Кадр из кинофильма "Украденные поцелуи"
Кадр из кинофильма "Украденные поцелуи"

"Украденные поцелуи" в сущности, должны стать продолжением «ударов»: так же должны сохранить автобиографичность интонации и свободолюбивый дух. Благо, даже актёрский состав, пусть и повзрослел, но преимущественно не изменился. Трюффо вязнет в работе, закручивает роман с 19-летней актрисой, ищет собственного биологического отца. В общем, дел хватает. Оказалось, не совсем, ведь именно в эти дни поглощающего цейтнота приходит новость, сбивающая с ног. Министерство культуры решило уволить директора и фактического основателя французской синематеки - Анри Ланглуа - со своего поста.

Анри Ланглуа
Анри Ланглуа

Трюффо в ярости, ведь синематека - это место, куда он ещё совсем молодым приходил едва ли не каждый день, где началась его карьера кинообозревателя, наконец, место, директор которого, Ланглуа, заменил ему отца и научил, по собственному признанию, любить и понимать кино. Франсуа начинает протестовать, а вместе с ним и все выдающиеся киношники того времени. Даже Жан-Люк Годар, другой герой сегодняшнего рассказа, бывший друг Трюффо, идёт на примирение ради общего дела, а это с ним, надо понимать, бывало не часто. Они пишут: «Для нас французская синематека - нечто вроде Лувра. То, чем должен быть музей современного искусства. Это место, где сотни кинематографистов научились своему ремеслу. Мы отвечаем, что есть только одно место для Анри Ланглуа - то, которое предусмотрено статьей номер семь устава - художественный и технический директор». Солидарность с протестом высказывают, среди прочих: Кубрик, Хичкок, Чаплин, Феллини, Монтан, Море, Бунюэль, Куросава, Висконти и другие.

После вмешательства звёзд у синематеки начинаются открытые выступления, к которым вскоре присоседятся французские студенты, давно пребывающие на взводе, а затем и политики. Протест киношников завершается победой, Министерство культуры соглашается восстановить Ланглуа в должности и не вмешиваться в рабочие дела, Трюффо возвращается к работе над фильмом.

Выступление у Французской синематеки
Выступление у Французской синематеки

Годар, в свою очередь, уезжает в Лондон, где должен снимать фильм про Rolling Stones и культурную революцию. Из Парижа снова новости - студенты продолжают протесты, ситуация становится напряжённой. Не слишком долго решаясь, Годар, не сказав ни слова, уезжает обратно в Париж, снимать революцию.

Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар

В Париже, кстати, его ждёт молодая жена - Анна Вяземски, потомок французского лауреата Нобелевки и русского князя. Она, впитавшая идеи движения хиппи во время поездки с Жан-Люком по Америке и с неким романтическим восхищением относящаяся к идее революции, встречает её у собственного дома. 2 мая 68-ого с Латинского квартала начинаются выступления, возводятся баррикады, а студенты начинают сталкиваться с полицейским насилием. Вяземски едва успевает от него укрыться, забежав обратно, домой.

Жена Годара - Анна Вяземски
Жена Годара - Анна Вяземски

Годар поглощён выступлениями: он в городе, с камерой, запечатлевает проносящуюся мимо историю - одиннадцатого мая на улицах Парижа двести тысяч человек.

200.000 человек на улицах Парижа
200.000 человек на улицах Парижа
Довольный Годар запечатлевает революцию
Довольный Годар запечатлевает революцию

Супруги начинают все реже общаться, Годар забывает про День рождения собственной жены, а та, устав от подобной изнанки революционных будней, уезжает на юг, сниматься. Жан-Люк, по всей видимости, и этому не придаёт большого значения. У него новая глобальная идея: сорвать Каннский фестиваль. Он собирает инициативную группу с Трюффо, Форманом, Лелушем, Поланки и Луи Маллем в составе, они призывают отменить мероприятие, дают пресс-конференции, не особенно церемонясь с журналистами. На один из вопросов Годар отвечает: «Я говорю о своей солидарности с рабочими и студентами, а вы спрашиваете меня о поездках и крупных планах, идиоты!»

Восемнадцатого мая все собираются на показе фильма Карлоса Сауры «Мятное фраппе». Все готово, публика ждёт начала, но Годар, актриса Джеральдин Чаплин и сам режиссёр Саура - повисли на занавесе, физически не давая ему открыться. Они требует отмены показа и самого фестиваля. В зале, где обычно сливки общества лицезрят последние новинки кинематографического авангарда - драка. В результате, руководство соглашается с протестующими, а, по сути, лично с Годаром, и уже девятнадцатого мая Роберт Фавр ле Бре объявляет о закрытии фестиваля. Такое случится лишь дважды, той весной шестьдесят восьмого и в две тысячи двадцатом, правда, уже по далёким от идеологии причинам.

Срыв Каннского кинофестиваля 1968 года
Срыв Каннского кинофестиваля 1968 года

Вскоре, режиссёр поссорится, кажется, вообще со всеми, захочет сорвать ещё и Авиньонский фестиваль, будет призывать сдавать билеты на свой же фильм про Роллингов, да и в принципе не станет безусловным героем бунтующей молодёжи. Но это будет уже неважно.

Так, киношники во главе с Трюффо и Годаром, ещё недавно бывшими вне политики, станут одними из главных действующих лиц и, в тоже время, певцов протеста. Выступления студентов и рабочих продолжатся, у Кон-Бендита приедет брать интервью Сартр, Камю выйдет со своими студентами к баррикадам, а уже через год Шарль де Голль подаст в отставку.

Франция навсегда станет безоговорочно свободной.

Автор

Редактор

Ещё больше - в Telegram