А мы с Зои Лионидас, историком, лингвистом, продолжаем вспоминать историю о самозванцах в Древней Персии.
- В прошлый раз мы остановились на том, как Дарий преследовал войска вавилонского правителя-самозванца, назвавшегося Навуходоносором III.
- Погоня за поспешно отступавшим противником завершилась у излучины Евфрата, в новом сражении вавилоняне были прижаты к реке и часть из них утонула, а другая была перебита персами. Дарий в Бехистунской надписи утверждает, что отдал приказ не брать пленных, но убивать мятежников на месте.
Самозваный Навуходоносор с немногими уцелевшими сумел бежать в Вавилон – и этим совершил свою уже последнюю ошибку. Чтобы понять, что произошло далее, несколько углубимся в социальную психологию. Я настоятельно рекомендую вам работы Натана Эйдельмана о пугачевском восстании, где он скрупулезно исследует феномен народного «карнавального сознания».
- В чем он заключается?
- В сознании этом царь есть всегда полубожественная фигура, мудрая и всеблагая. Но при всем при том, существуют поступки и события, которые для «настоящего» царя противопоказаны раз и навсегда. В частности, один из крестьянских Петров III, появившийся несколько ранее Пугачева, совершил подобную оплошность, позволив некоему солдату, остававшемуся верным императрице прилюдно отвесить ему оплеуху. Все! С «природным» царем подобного случиться не могло, и сторонники немедля отступились от проштрафившегося «государя».
- А как же к нашей истории это относится?
- Здесь, судя по всему, произошло то же самое. Настоящий, сакральный государь мог потерпеть военное поражение, военное счастье, как известно, переменчиво. Но бежать, бросив на произвол судьбы свои войска – это был уже откровенно не монарший поступок. Посему, очарование царского имени тут же развеялось, и едва лишь Дарий оказался у стен Вавилона, самозванца ему, что называется «выдали головой».
Проштрафившегося лже-царя подвергли допросу (видимо, под пыткой), в результате чего он назвал себя Нидинту-Белом, сыном Айнары (или в аккадском варианте – Кинзера). Но это уже не имело особого значения. Самозванный вавилонский царь был подвергнут мучительной казни – посажению на кол, а его условный портрет навсегда запечатлела Бехистунская надпись – он стоит вторым в череде поверженных «мятежников».
Кое-кто полагает, что на скале изображен человек немолодой, по возрасту вполне могущий быть подлинным сыном Набонида (быть может, незаконным). Однако, изображение носит явно условный характер, и потому любые догадки обречены уже заранее.
- Победа? Дарий торжествует?
- Царствование лже-Навуходоносора продолжалось всего три месяца, но успокаиваться Дарию I было явно слишком рано, т.к. на место Навуходоносора III пришел четвертый, судя по всему, столь же самозванный как и его предшественник. Этот самозванец, по-видимому, был человеком отчаянной дерзости. Бехистунская надпись называет его уроженцев Урарту, или древней Армении, так или иначе, ему в скором времени удалось, появившись в глухой провинции, поднять на помощь себе народ, и с триумфом вступить в столицу, приняв то же имя, что и его предшественник и выдавая себя за подлинного и безусловного младшего сына Набонида (как мы помним, личность мифическую).
Впрочем, на сей раз Дарий, наученный горьким опытом, реагировал молниеносно. Войско нового самозванца было разбито в первом же бою, а его предводитель, оказавшийся в персидском плену после короткого допроса, где он назвал себя Арахой, сыном Халдиты, после чего разделил печальную участь своего предшественника. Впрочем, находятся желающие видеть в нем незаконного сына Набонида, пожелавшего вернуть себе отцовский престол, но подобная точка зрения остается маргинальной, а сам незадачливый вавилонский царь занял третью позицию в череде поверженных мятежников, стоя прямо за спиной своего самозванного «брата».
- Что же последовало для вавилонян, дважды поддержавших самозванцев в борьбе против Дария?
- Сколь о том можно судить, после всего случившегося, в Вавилоне обосновался сильный персидский гарнизон, что называется, не позволявший местным жителям даже свободно вздохнуть. Звезда древнего Вавилона закатилась окончательно. Постепенно город пришел в упадок, и уже к XIX веку о былом величии напоминали только песчаные холмы, под которыми прятались царские дворцы и величественная Дорога Процессий...
*** Продолжение здесь.
Кто пропустил начало истории, читайте здесь.