Что посмотреть, если уже устал от вездесущих супергероев, но еще не готов знакомиться с «Андалузским псом»?
На мой взгляд, разделение на коммерческое и авторское кино достаточно формально. На протяжении истории развития кино получалось так, что эпоха технологического открытия и «зарабатывания» на этом открытии сменялась развитием именно творческого, авторского подхода.
Стоит вспомнить вхождение звука в кинематограф, его неумелое использование поначалу. Режиссеры и сценаристы зачастую превращали фильм в снятую на камеру театральную постановку. Но потом все изменилось - звук стал неотъемлемой частью кино, способной рассказывать историю не в лоб, но на чувственном уровне.
Не могу сказать, что технологии сейчас активно используются в угоду авторскому замыслу, но есть примеры здорового соотношения двух этих ипостасей. Они представлены ниже.
Быть может, я покажусь чересчур наивным, но я верю, что мы уже находимся в эпохе творческого кино, подкрепленного технологиями. Всегда будут фильмы-аттракционы, всегда будут сугубо авторские проекты, непростые для восприятия рядового зрителя, но, поискав, можно найти фильмы, которые сочетают в себе лучшие качества обеих сторон.
1) Прибытие (2016, Дени Вильнёв)
Восьмая картина канадского режиссера, который всячески доказывает, что умеет работать на разных территориях. Например, я не столь давно посмотрел фильм «Пожары» про брата и сестру, которые после смерти матери ищут своего отца и брата. Там нет ни пришельцев, ни американской равнины, над которой завис космический корабль. Зато там есть немного науки и куда больше человеческой драмы, что роднит оба фильма.
2) Аннигиляция (2017, Алекс Гарленд)
Режиссер этого фильма поставил перед собой непростую задачу: перенести на экран историю о стремлении всего живого к изменениям, преображениям, саморазрушению, обернутую в оболочку sci-fi с яркими красками. Фильм размеренный, как и прошлая, дебютная работа Гарленда в качестве режиссера - фильм «Из машины».
3) К звездам (2019, Джеймс Грей)
Нетипично космический фильм для данного режиссера. Впрочем, Кубрик в свое время снял «Космическая одиссея 2001». Все это в очередной раз наводит на мысли, что настоящему автору важна не только обстановка, которая вокруг героев, но и внутренний мир этих героев.
4) Фаворитка (2018) Йоргос Лантимос
Уходя от космоса (или из космоса), хотелось бы устроить путешествие во времени.
Красивое костюмное кино, снятое при естественном освещении, сугубо на широкоугольные объективы, что подчеркивает замкнутость персонажей во дворце, где интриги, где за власть и собственное счастье придется заплатить немалую цену. Впрочем, Лантимос обошелся без излишней трагичности, разбавив повествование понятными ходами и мизантропией вперемешку с иронией.
5) Меланхолия (2011, Ларс фон Триер)
Фильм-катастрофа. Детская игра. Метафора страха смерти. Про Триера и его работы говорят много и часто, ведь личность он необычная, и работы его столь же необычны. И «Меланхолию» сложно описать - куда проще просто посоветовать.
Это лишь некоторые фильмы, которые я хотел бы посоветовать. В ближайшее время выпущу новую подборку в том же русле. До новых встреч!