Найти тему

«Что слава? Дым»: Как Фанни Мендельсон вышла из тени своего знаменитого брата

Гендель В. Фанни Мендельсон
Гендель В. Фанни Мендельсон

Современные исследователи все больше склоняются к выводу, что подлинным автором торжественного «Свадебного марша» является не известный композитор Феликс Мендельсон, а его старшая сестра Фанни. Не представляя уникальный случай в мировой культуре, возможно, эта история способна заинтересовать читателя отношением её героев к славе, таланту, нравственным ценностям.

О детях гамбургского банкира Абрахама Мендельсона Феликсе и Фанни вот уже два столетия знают не только представители искусства, но и самые обычные и даже далекие от мира музыки люди.

Гендель В. Феликс Мендельсон
Гендель В. Феликс Мендельсон

Юная английская принцесса Виктория для своего бракосочетания с кронпринцем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV зимой 1858 года предложила композицию из симфонической поэмы «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона. Тем самым она облегчила выбор музыкального сопровождения для свадебных торжеств будущих молодоженов во многих странах мира. Насладиться бравурными звуками своего самого знаменитого произведения брат и сестра уже не смогли, не дожив до этой триумфальной минуты. Но дорога к успеху у них была разной. И если для Феликса это был путь, как сказали бы поэты-романтики, «усыпанный лепестками роз», то для Фанни остались только шипы — профессиональное занятие музыкой ей стало недоступным уже в 15 лет. По мнению же их общего учителя Цельтера, признававшего музыкальную одаренность Мендельсона-младшего, «девочка» представляла собой «нечто особенное». Гости домашних концертов семьи говорили о ней, как о «необыкновенном чуде», сегодня же более привычным кажется слово «гениальность». Несмотря на всепоглощающую любовь к музыке, Фанни подчинилась воле отца, считавшего семью смыслом жизни женщины. Отныне радостью для неё стали успехи брата, которыми она искренне восхищалась. Своего единственного сына, рожденного в браке с придворным художником Вильгельмом Генделем, она назвала именами самых любимых для неё людей: Баха, Бетховена и Феликса Мендельсона.

Автопортрет Вильгельма Генделя
Автопортрет Вильгельма Генделя

Автопортрет её супруга не позволяет усомниться в том, что именно человек с такими излучающими доброту глазами не дал погибнуть исключительному таланту Фанни Гендель, урожденной Мендельсон. Буквально преклонявшийся перед музыкальным даром своей избранницы, он сделал все, чтобы любимая была счастлива. Согласно семейной легенде, в первый же день супружеской жизни муж усадил её за рояль с чистыми листами бумаги, позже создал в их доме музыкальный салон, где Фанни дарила гостям свою музыку. Её произведения и раньше звучали по всей стране, но автором считался брат. Феликс в письмах к родителям просил уговорить сестру не открывать эту тайну. Для музыковедов они являются подтверждением версии авторства Фанни Гендель, как и признание самого композитора, когда он не решился солгать королеве Виктории, восхищавшейся «Итальянской песней», и назвал сестру.

-4

Специалисты нашли и идентифицировали около 500 музыкальных произведений одной из наиболее известных женщин-музыкантов XIX века. Часть из них была опубликована еще при её жизни, благодаря настойчивости Вильгельма Генделя, который стремился не только увековечить имя жены, но и восстановить истину. Для самой же Фанни настоящим талантом оставался её брат, себя она считала всего лишь любителем. Смерть настигла её в расцвете сил от сердечного приступа во время репетиции оратории Феликса Мендельсона "Вальпургиева ночь", что можно считать в чем-то даже символичным. Последние минуты жизни были отданы музыке и брату. Известие о внезапной смерти сестры потрясло музыканта. Через несколько месяцев остановилось и его сердце. Но он успел написать свое финальное произведение — «Реквием по Фанни».

Спасибо всем, кто прочитал. Оцените, пожалуйста, статью, поделитесь комментариями, подпишитесь на канал.