Удалённая работа – это, конечно же, не изобретение пандемии COVID-19. Эту идею почти 50 лет назад высказал американец Джек Ниллес. Он разработал концепцию такой работы, при которой работодателю не обязательно держать работника в офисе, потому что современные (даже в то время!) средства коммуникации позволяли сотрудникам продуктивно работать вне офиса. Ну, а с появлением интернета возможности общения на расстоянии многократно выросли, на порядки увеличился обмен информацией, а сама удалённая работа значительно упростилась. В постиндустриальную эпоху процент людей, работающих дистанционно, постоянно и постепенно увеличивался, вовлекая в своё пространство роста всё новые и новые профессии и отрасли.
Но начавшийся 2020-й резко поменял правила игры. В феврале наступившего года Белой Металлической Крысы почти 300 млн китайцев перестали ходить на работу, фактически оставшись без неё. Через месяц, в марте, 10 млн американцев потеряли свои должности в оффлайне - больше, чем во время кризиса 2008 года. В складывающихся обстоятельствах тотального карантина и самоизоляции удаленная работа оказалась едва ли не единственным способом заработка, а значит и выживания, особенно в крупных мегаполисах.
В России серьёзно о дистанционной работе задумались уже в марте. С начала весны на «удалёнку» своих сотрудников перевели некоторые подразделения Сбербанка, «Яндекс», Mail.ru Group, Aviasales, «Тинькофф» и даже три министерства. Среди мелкого и среднего бизнеса о готовности к удалённой работе заявили (по данным аналитического центра «Битрикс24») 42% опрошенных компаний.
И тут возникает естественный вопрос организации производственного процесса: ведь одно дело, когда начальник сидит у тебя за стенкой или выше этажом и вокруг, за соседними столами, такие же работники, как ты. И совсем другое, когда начальник где-то далеко, "там, за горизонтом", а рядом привычные домашние удобства, плюшки, диван и телевизор.
Изоляция вынуждает руководителей придумывать, как контролировать эффективность работы своих сотрудников. Пока что российский бизнес делает только первые шаги в области дистанционного управления. Тут «впереди планеты всей» Китай, где стремительное развитие получил сервис контроля DingTalk («Соглядатай»). У DingTalk есть очень полезная (с точки зрения работодателя) функция автодозвона сотруднику. Приложение требует ежедневных отчётов и следит за геопозицией пользователя. И тут уже не пойдёшь в рабочее время прогуляться с собакой или в ближайший магазин. В России же, во время самоизоляции самым распространенным средством контроля пока ещё остаются разговоры по телефону (46%) и отчёты о выполненных задачах (20%).
Но не надо обольщаться - в самом ближайшем будущем российские бизнес-боссы усилят слежку за вашей удалённой работой. Чем дольше продлится самоизоляция, тем больше эффективных и жестких решений будет разработано и предложено вашим начальникам для слежки и контроля.
Американские компании уже стали переходить к более действенным инструментам. Например, в США набирает популярность приложение Sneek. Программа активна весь рабочий день и каждые пять (!) минут делает снимок сотрудника. Самое неприятное — принудительные видеовызовы. Начальник сможет увидеть вас даже тогда, когда вы не нажали кнопку ответа. Вот и представьте, как вы будете чувствовать себя, когда на вашем компьютере или планшете установят такое приложение. И это действительно всё больше и больше напоминает «цифровой концлагерь», а не любимую (когда-то) работу.
Но, как говорится, зачастую слишком рьяные боссы компаний «за деревьями не видят леса» и совершают ошибку в самой цели контроля. Уже давно понятно, что оплата рабочего времени сотрудника «с девяти до шести» уже не актуальна. Оценивать и отслеживать нужно не присутствие (или отсутствие) работника на рабочем месте в отведённые часы, а реальную эффективность и результат работы. Достойная оплата, интерес к своей работе и её результатам гораздо действеннее всех этих «соглядатаев» и «шпионов».
#удалёнка #дистанционная работа #пандемия covid-19 #тотальный контроль #цифровой концлагерь