Нижний Тагил известен на всю Россию. В последнее десятилетие этот уральский промышленный город прославился в Интернете и популярной культуре благодаря огромному количеству мемов, анекдотов и фельетонов. Само название города во многом стало нарицательным.
Нынешнее градообразующее предприятие – Нижнетагильский металлургический комбинат – возник здесь уже в советское время. И, конечно же, не на пустом месте. Его предшественником был Нижнетагильский железоделательный завод, работавший без перерыва два с половиной века. В наши дни его территория превратилась в огромный музей под открытым небом, а бывшее предприятие носит сложное для запоминания название "Завод-музей истории горнозаводской техники". Это единственный завод-музей в России и один из немногих туристических объектов подобного рода во всём мире.
Нижнетагильский железоделательный завод основал Акинфий Демидов – сын основоположника уральской металлургии Никиты Демидова. В 1722 году он запустил первый завод на реке Выя – притоке Тагила – а уже в 1725 году первую плавку дал Нижнетагильский завод, с первых же лет своей работы ставший крупнейшим в России.
На протяжении долгого времени завод входил в число металлургических гигантов Европы. Объемы производства железа и, главное, качество продукции прославили Нижний Тагил на весь мир. Правда, потомки Никиты и Акинфия Демидова не отличались предпринимательским талантом. Нажитые предками капиталы они предпочитали тратить на роскошную жизнь, а не на модернизацию доставшихся по наследству дедовских заводов. Пока в Европе гремела промышленная революция, владельцы уральских заводов покупали виллы в Италии и проматывали целые состояния в парижских казино. К началу XIX века старые уральские заводы лишь с огромным трудом могли конкурировать с новыми промышленными предприятиями, оснащенными по последнему слову техники.
Тем не менее, во многом вопреки легкомысленному отношению своих новых хозяев, металлургическая империя Демидовых старалась идти в ногу со временем. К примеру, глубокая модернизация производства на Нижнетагильском заводе производилась дважды – в начале XIX века и, спустя сто лет, в начале XX. В своё время именно этот завод был выбран поставщиком металла для строительства Транссибирской железнодорожной магистрали – крупнейшей стройки дореволюционных царских времён.
Революционные потрясения почти не затронули завод – железо в молодой Стране Советов было востребовано ничуть не меньше, чем в царской России. В годы Великой Отечественной войны завод производил всемирно известную уральскую броневую сталь, которая, приняв облик знаменитых танков Т-34, железной лавиной прокатилась по Европе. Однако после окончания войны жизнь на заводе начала постепенно угасать. Предприятие находилось в центре крупного города, и дальнейшая его модернизация не представлялась возможной – как по экологическим соображениям, так и из-за банальной нехватки свободного места для застройки. В 1987 году завод, проработавший без остановок 262 года, прекратил свою работу.
Изначально заводской комплекс собирались снести. Но неравнодушная общественность отстояла его, добившись включения в состав нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". В настоящее время на территории завода-музея насчитывается более 400 объектов исторического наследия. В их числе заводской пруд и плотина с действующими шлюзами и водоспуском, а также полностью сохранившиеся доменный, мартеновский, прокатный и литейный цеха. Частично сохранены внутреннее оснащение цехов и обслуживающий их подвижной рельсовый состав.
Нижнетагильский завод – объект поистине уникальный. За время его существования сменились целые промышленные эпохи. В разное время завод функционировал благодаря водяной энергии, энергии пара и электричеству. Соответствующая инфраструктура веками наслаивалась друг на друга. Из-за этого на сравнительно небольшой территории музея соседствует техника разных веков: старинная гидросистема и мостовой кран прошлого века, дореволюционные паровозы и имеющая вполне современный вид электростанция, старые конюшни и советские ремонтные цеха.
В 2015 году, когда я в последний раз посещал Нижнетагильский завод, статус его был довольно-таки неопределенным. С одной стороны, его территория являлась музейным комплексом со всеми вытекающими последствиями. С другой, посетить завод можно было лишь в составе организованной экскурсии, договориться о проведении которой было не так-то просто. При этом территорию комплекса площадью более 30 гектар охранял лишь один сторож, который следил скорее не за порядком на территории музея под открытым небом, а за тем, чтобы музейные экспонаты не распилили на металлолом. В связи с этим посещать экспозицию могли все желающие – им достаточно было лишь перебраться через невысокий забор и, при неудачном стечении обстоятельств, своевременно унести ноги от стаи прикормленных сторожами бродячих собак. Понятно, что при таких "правилах посещения" на территории комплекса собирался самый различный контингент – от туристов, любителей истории и влюбленных парочек до лиц без определенного места жительства, наркоманов и других тёмных личностей.
Изменилась ли ситуация в наши дни – и если да, то в какую сторону – я сказать затрудняюсь. Но в своё время посещение этого завода-музея произвело на меня очень сильное впечатление. Бродить по пустым заброшенным цехам, слушая, как эхо шагов разносится под старинными сводами, можно часами. Каждый уголок завода скрывает что-то необычное, интересное или просто заслуживающее внимания. Так что, если вдруг окажетесь в Нижним Тагиле, не ограничивайтесь посещением знаменитой выставки вооружений и дегустацией не менее знаменитого тагильского пива – обязательно найдите пару часов для того, чтобы увидеть старый демидовский завод, вобравший в себя все основные вехи истории промышленного освоения Урала.