Чтобы ответить на вопрос: «Зачем испанские монахи решили размножать заморский картофель?», надо вспомнить, ЗА ЧТО ценили американские индейцы свое растение. А ценили они его за НЕПРИХОТЛИВОСТЬ.
Картофель нормально рос как на сухих, так и на влажных почвах. На почвах тяжелых глинистых и легких песчаных. Его устраивал достаточно большой диапазон погодных температур. Он не боялся резко сменить свое существование из-за погоды, от долгой засушливости на долгую влажность. Или - наоборот. Конечно, больших урожаев растение не даст в плохих условиях. Но хоть какой-то урожай будет всё равно. И это - лучше, чем вообще ничего.
В настоящее время, например, в одном только Перу имеется более 1000 сортов картофеля «на все случаи почв и погодных условий». Другими словами, монахов могло заинтересовать ИМЕННО ЭТО качество нового съедобного корнеплода.
Эта его «неприхотливость» обещала испанским монастырям возможность дополнительно ввести в сельскохозяйственный оборот тощие каменистые, влажные заливаемые и другие бросовые земли. Всякие прочие залитые солнцем или, наоборот, жаркие тенистые неудобья из церковных земельных наделов.
То есть, монахи имели конкретную заинтересованность в выращивании дополнительного урожая там, где «что-то нормальное» хорошо расти не хотело. Дополнительный урожай можно было скармливать нищим. Или... открыть больницу и кормить там болящих. Возможно, больница при монастыре, от которой сохранились первые письменные свидетельства введения картофеля в рацион европейцев, и была открыта благодаря дополнительному монастырскому урожая из картофеля?
Но такую благородную цель «выращивания урожая» вряд ли преследовал географ Педро Сьеса де Леоне. Конечно, он, возможно, хотел увековечить свое имя описанием нового растения. Что и сделал. Но вот выращивать и размножать его... А зачем это ему надо, человеку не бедному, в теплой Испании?
Вообще, Педро Сьеса де Леоне, выходец из купеческой семьи, был с детства привычен вовсе не к «сельскому хозяйству», а к купеческой деятельности «купить и перепродать». Однако, увидав один раз, в юные годы, большое количество разгружаемого с корабля золота из Южной Америки, был этим очень впечатлен. И, как подрос, основной своей деятельностью сделал военные походы по Южной Америке. С целью обогащения. Обогатиться ему удалось. Но хорошо образован он не был. Его «попутные» походные записи по истории и географии новых мест (в которых ученые того времени отмечали очень много ошибок) носят, скорее, оттенок «увлечения». И говорят больше о разносторонних интересах этого человека, чем о его «научной деятельности». Хотя он мог считаться, по тем временам, наряду с его основным военным делом конкистадора (или «конквистадора» - завоевателя), ещё и «историком», и «географом».
Надо сказать, когда картофель стал распространяться из Испании по остальной Европе, отношение к нему, в разных странах, было разным. Во Франции, например, с его помощью удалось в народе победить голод и цингу.
Так что наш царь Петр Первый, аналогично спасая позже русский народ от, практически ежегодного, голода ближе к весне, «новатором» в сем благородном деле не был.
Но французы очень хитро размножили картофель. Они, высадив сии «цветы», приставили к ним вооруженную охрану. Которая на ночь «по-головотяпски» покидала пост. Типа: а зачем там стоять охране во мраке ночи, если ночью всё равно все спят? Вот «умные» французы, заинтересовавшись «запретным плодом», вмиг и узрели «слабость охраны» у такой лакомой ценности. И тут же стали, не менее «хитро», воровать картофель по ночам. Да у себя дома высаживать. Поскольку наказаний за воровство не последовало, понятное дело, иметь у себя дома картофель быстро стало делом престижным. К чему и устремился каждый уважающий себя француз. (Впрочем, эта "хитрая" история с "охраной" приписывается не только Франции, но и Германии, и даже России с Петром Первым. Что делает её похожей на "байку").
А вот в Германии картофель был принят населением, поначалу, «в штыки». И внедрялся он там насильно и «прямолинейно»: за отказ садить картофель немецкому крестьянину могли уши и нос отрезать! Причина же отказов тоже была серьезной: люди начали им травиться (видно, как и в России поначалу, немцы тоже, не знающи, начали есть у картофеля «вершки», а не «корешки») Потому в Германии растению дали нелестное название: «Kraft Teufel» (дословно: «сила дьявола»). От этого немецкого «крафт тойфель», методом банального «коверканья», чтоб русскому человеку «сказать и язык не сломать», произошло привычное нам слово «картофель». Едим мы сегодня картофель в России благодаря Великому русскому царю Петру Первому.
Впрочем, в настоящее время картофель в Германии называют "Kartoffel". То есть, это слово могло прийти ещё к нам, в Петровское время, таким, какое есть. Без всяких коверканий (ну, может, не считая ударения по слогам).
Это была 3-я часть из 5-ти. Продолжение в: «4. Возьмем традиционный пищевой продукт инков, древних американских индейцев. Освоим простейший рецепт его приготовления» - на ЭТОМ канале. Первая часть статьи ЗДЕСЬ. Разница между публикациями последующих статей по датам может составить 1-2 дня. Есть у вас интерес, ставьте лайк!