«Блаженны плачущие, ибо они утешатся...» Если не знать автора этих слов, то слова эти могут показаться странными, даже абсурдными. Но когда знаешь, Кто сказал их, то невольно задумаешься, понимая, что в этих словах заключен какой-то очень важный смысл. Что имел в виду Иисус Христос, сказавший эти слова: «Блаженные плачущие, ибо они утешены будут»?
В первую очередь, следует отметить, что, конечно же, блаженство не в самом плаче, а в том, к чему плач приводит человека. К тому же важно знать, о каком плаче говорит Иисус Христос?
Плач — это одно из выражений эмоций, которое было заложено Богом в человека с самого начала. Поэтому в самом плаче нет ничего плохого и унизительного. Но мы также должны знать, что плач не был присущ человеку до его грехопадения. Для выражения своих чувств в плаче не было никаких причин. Чувство печали только тогда пробудилось в нем, когда человек согрешил. После грехопадения появились печаль, страдание и слезы, и смерть. До этого человек был счастливейшим существом! У него не было причин плакать. Бог сотворил его счастливым, безгрешным, по образу и подобию Своему.
И вот, несмотря на то, что скорбь, печаль и слезы стали выражением человеческих переживаний в результате его грехопадения, Бог преобразил слезы в благоговение, и мы не раз наблюдали, как человек плачет от радости.
Сама по себе скорбь и печаль не в состоянии изменить человека к лучшему. Только печаль, которая приводит человека к Богу, благословенна, ибо только опечаленный, ради Бога, утешен будет. Печаль, о которой говорит Христос, имеет божественное значение. Библия говорит, что печаль мирская производит смерть. А печаль, которая от Бога, «производит неизменное покаяние ко спасению». Вот об этой именно печали, о печали ради Бога, говорит здесь Иисус Христос. Тот, который так плачет, блажен, и он будет утешен.
Есть печаль, присущая всем. И это нормальное явление в жизни каждого из нас. Подумайте, как чудно, что человек способен к выражению таким образом своих эмоций. Ведь в плаче есть и целебное свойство. Жаль людей, не способных плакать. Но есть и такие, которые пытаются подавить все признаки горя или плача, считая это слабостью или унизительным признаком слабости характера. Жалость к себе — да, это, действительно, признак слабости, но не плач. Не эту естественную печаль, присущую всему роду человеческому, имел в виду Господь, когда сказал: «Блаженны плачущие...» В своей печали плачущий не оставлен Богом. Если плачущий обратится со своею скорбью к Богу, то он будет утешен. Ни одна слеза, пролитая Его чадом, не остается не замеченной Богом. Псалмопевец Давид просит Бога: «Положи слезы мои в сосуд у Тебя — не в книге ли они Твоей?».
Если ты христианин, то знай, что каждая твоя слеза учтена и замечена Богом, и придет день, когда Сам Бог отрет всякую слезу с очей твоих. Вот какую отрадную надежду имеет уповающий на Бога!
Но какая безнадежная скорбь для тех, кто не знает Бога. Такой человек, который своим грехом причинил вред и себе, и другим, остается без какого-либо утешения, если он не обратится к Богу с покаянием. Слезы сами по себе не имеют никакой искупительной силы. Пусть слезы текут, как реки, они не способны смыть ни одного греха, они не способны исправить совершенное беззаконие. Об Иуде, предавшем Иисуса, сказано, что он «раскаялся», и тем не менее, это не было покаянием. Он не пришел к Иисусу. Он признал свой грех, он даже возвратил 30 серебряников, за которые продал Иисуса, но не был спасен. Священники, к которым он пришел в храм, не могли снять его грех. О нем сказаны эти печальные слова: «Бросив серебряники в храм, он вышел, пошел и удавился». Он не искал прощения у Христа, он наказал себя сам. Да, печаль мира сего производит смерть, только печаль ради Бога, как говорит Библия, производит покаяние ко спасению. Это и есть тот плач, о котором говорит в Своей Нагорной проповеди Иисус: «Блаженны плачущие, ибо они утешены будут», так ближе к подлиннику. Не они сами себя утешат, а их утешит Сам Бог. Эта печаль ради Бога, которая производит покаяние ко спасению, и есть начало блаженства. Оно начинается тогда, когда человек слышит Слово Божие, и Дух Святой обличает его во грехе, и человек начинает переживать чувство вины пред Богом. Таким образом, инициативу в этом проявляет Бог. Человек начинает скорбеть и оплакивать свой грех, он начинает видеть свое погибшее состояние. Он начинает понимать, что все это время он был противником Бога и находился под гневом Божиим. Наконец, он осознает, что он виновен, и виновен прежде всего пред Богом. Это открывает ему Дух Божий. Он пришел к этому не сам. Библия говорит, что «благость Божия ведет тебя к покаянию». Ты понимаешь, мой друг, что покаяние тебе дается Богом. Испытываемое тобою чувство греховности — это признак того, что тебя ищет Бог. Он инициатор нашего спасения. Он послал Сына Своего Иисуса Христа отыскать тебя и спасти тебя!
О чем обличает нас Дух Святой? О грехе, которым мы оскорбляем нашего Бога. Грех отлучил нас от Бога и сделал нас врагами по отношению к Богу.
Дух Святой дает нам понять, что наш грех является в первую очередь грехом против Самого Бога.
Заметьте, как сокрушается псалмопевец Давид после того, как Дух Святой обличил его во грехе. Читайте, как он плачет: «Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». Почти год тяготил его гнет греха. Соделанное беззаконие всегда было, как призрак, пред ним. «Тебе, — взывает он к Богу, — Тебе, Единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал».
Правда, грех его был и против себя, и против своих самых близких, которые пострадали от его злодеяния. Притом, будучи правителем страны, он согрешил и против народа своего. А какое поношение это было для дела Божьего! И всё-таки главная вина его была пред Богом. Дважды Давид говорит: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал». Такой плач Бог слышит. Человек, который так печалится о своем грехе, обязательно утешен будет, и грехи его будут прощены.
Какой яркий пример о значении слов «блаженны плачущие, ибо они утешены будут» дает Христос в Своей притче о мытаре и фарисее. Эта притча гласит так: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, обидчики, грабители, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» Который из них оказался блаженным, который из них был утешен? Пусть Сам Господь ответит: «Сказываю вам, что сей (т.е. мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Только плачущие о своих грехах, считающие себя недостойными переживают Божье утешение. Они будут утешены. Утешение, в котором так нуждается плачущий о своих грехах, не может быть достаточным в сказанных человеком словах утешения. Человеку в печали недостаточно сказать: «Не бойся, не печалься, все пройдет, нечего волноваться». Такое человеческое утешение принесет мало пользы. Устранить причину слез этой души может только Христос. Он Один имеет власть прощать грехи. Он Один мог сказать: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Только Иисус мог сказать это и исполнить то, что сказал. Только Он может успокоить, утешить душу, обремененную тяжестью греха и вины.
Может быть, уважаемый читатель, ты спросишь, на каком основании я могу быть уверен, что Христос действительно может простить мои грехи. На самом прочном основании: на факте искупительной жертвы Иисуса Христа. Он, Христос, взял на Себя грехи наши, и заслуженное наказание за наши грехи Он принял на Себя. Наказанием за грех была смерть, и Сын Божий понес это наказание за твой и мой грех. В Библии сказано: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Петр. 3:18). «Посему, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Дорогой друг, знай, что ни один человек, каким бы он ни был святым, не может отпустить грехи твои, это может сделать Один Христос, и Он готов это сделать сейчас. Ты можешь получить полное прощение, не отходя от того места, где ты находишься сейчас. Проси, чтобы Бог дал тебе покаяние, исповедуй свой грех Ему и верь, что Он его прощает ради Сына Своего Иисуса Христа. Дал бы тебе Бог слезы сокрушения и покаяния здесь, в этой жизни, и тогда тут же Бог даст тебе и утешение и жизнь вечную. В аду будет вечный плач и скрежет зубов для тех, кто здесь, на земле, не оплакивал свой грех. Бог не желает гибели грешника, прими Божью благодать, исповедуй свой грех Ему, в смирении приди к Нему, и Он примет тебя и утешит, и скажет: «Прощаются тебе грехи твои, иди с миром и впредь не греши».
Да поможет тебе Господь сделать это сейчас.