Настольные игры стали очень популярны. Сейчас даже проводят бесплатные игротеки, где можно поиграть в самые разные игры, завести новые знакомства и весело провести время.
А ещё настольную игру можно создать самому!
Да, это кропотливая работа, требующая много времени, сил и воображения. Но это хороший развивающий опыт.
Для того, чтобы разработать игру, нужно задать себе ряд вопросов:
- Для кого предназначена игра?
- Каково у игры направление или жанр?
- Какова цель?
- Какова структура?
- Каков состав?
Итак, разберёмся по порядку.
Для кого предназначена? Пожалуй, этот вопрос является самым важным в процессе рождения будущей игры. Здесь имеется в виду возраст игроков. Игры бывают для детей, подростков и взрослых. Да-да, некоторые игры разрешены лицам старше восемнадцати лет.
Поэтому от возраста игроков зависит содержание игры.
Каково направление/жанр? Как известно, игры бывают разной направленности: экономические, познавательные, детективные, игры-сражения, путешествия, фэнтези и тд.
Отталкиваться можно от своих предпочтений. От направления/жанра будет зависеть цель игры. Отсюда и вытекает следующий вопрос.
Какова цель? Вообще, можно выделить две цели как таковых: игровая и педагогическая.
Игровая цель – то, к чему должны стремиться игроки в процессе игры (например, финиш, завоевание башни, крушение всех кораблей противника, заполучение трофея и тд).
Педагогическая цель – то, чему может научить игра. Такую цель можно ставить в играх для детей и подростков, чтобы воспитать в них те или иные нравственные качества, воображение, навыки, знания (изучение цвета и цифр, экономическая грамотность, интересные и полезные факты о природе, помощь нуждающимся).
Какова структура? Сюда входят персонажи и роли, их свойства, сюжет, легенда, правила, условные обозначения, дополнительные приложения и тд. Совсем необязательно, чтобы игра включала все вышеперечисленное, иногда достаточно всего двух пунктов.
Персонажи являются составляющей игры, а роли распределяются между игроками, при этом у каждой роли может быть свое особое свойство (вспомните игру «Мафия»).
Сюжетная линия практически напрямую зависит от цели игры. Какими путями, средствами и жертвами игроки будут добиваться победы?
Легенда – небольшой рассказ, повествующий о прошедших событиях сюжетной линии и наталкивающий на цель.
Условные обозначения – символы, кратко обозначающие те или иные свойства, бонусы, штрафные очки, действия и тд.
К дополнительным приложениям могут относиться мини-отступления: толкование некоторых слов и явлений, реплики персонажей, интересные факты.
И наконец, каков состав? Игровое поле, карточки, фишки, фигурки, кубики, предметы костюма, песочные часы, башенки – все это и многое-многое другое неотъемлемая часть настольной игры. От состава игры зависит её красочность, разнообразие и интересность! Поэтому не стоит жалеть воображения, ведь здесь можно придумать все что угодно!
Кстати говоря, можно и нужно выделить ещё два пункта – название игры и творческое оформление. Название должно быть оригинальным, чтобы игра вызывала интерес. В оформлении приветствуется яркость, фантастичность, мелкие прорисовки, красочные буклеты и тд.
С вопросами разобрались, теперь можно рассмотреть разработку игры на практическом примере.
На профильной смене в лагере мы вместе с коллегой создавали экономическую настольную игру «Урбанизация» с уклоном на детский возраст.
В нашей игре мы выделили две цели: игровую и педагогическую.
Игровая цель: сохранить энергию и первым добраться до финиша.
Педагогическая цель: развитие умения рационально распоряжаться ресурсами; формирование навыка экономической грамотности.
Игра включает в себя всего один ресурс – энергию, а также множество различных ролей, каждая из которых имеет свое описание и особенности.
Примеры ролей:
Студент
- Учащийся одного из местных вузов;
- Проживает в общежитии;
- Плотно питается;
- Работает официантом в соседней забегаловке;
- Энергия: 6;
Путешественник
- Нигде не живёт;
- Путешествует автостопом;
- Питается за репосты;
- Не тратит и не зарабатывает;
- Энергия: 6;
Врач
- Работает терапевтом в местной поликлинике;
- Живёт с котом в однокомнатной квартире;
- Времени на перекус бывает не хватает;
- Ежемесячно помогает приюту животных;
- Энергия: 6.
Ролей мы придумали десять, чтобы было интереснее играть. Каждая из них может выручать того или иного игрока.
В начале игры у всех игроков одинаковое количество энергии. Все участники стартуют в деревне, далее по мере развития событий можно перейти в село, город или мегаполис.
На каждой клетке поля можно получить как бонусы, так и антибонусы (штрафные очки). Энергию нужно находить/зарабатывать в ходе игры.
Также в процессе могут встретиться экономические термины, которые расшифровываются в дополнительных приложениях.
В состав коробки входят буклеты с правилами, карта с условными обозначениями, колода карточек с ролями, игровое поле, фишки, кубик, энергия, приложения.
Игру мы тестировали несколько раз вместе с ребятами и экспертами. Она получилась очень яркая и захватывающая.
Да, конечно, это наш первый опыт, и нужны ещё некоторые доработки, но в целом эта игра – хорошая возможность весело и с пользой провести время!