22 мая - все еще весна, все еще прекрасный день. В этот день, например, в 1455 году началась война Алой и Белой Розы, а в 1862 русские начали заселять кавказские предгорья казаками с целью окончательного принуждения к миру этого самого Кавказа.
Но давайте лучше поговорим о классике. Вот, например:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен...
Узнали? Да, это "Одиссея" Гомера - повествование о том, как возвращался на Итаку хитроумный сын Лаэрта после того, как посредством его Коня была взята Троя. Так вот, про Итаку - мало кто знает, но на самом деле это некогда русский остров. Недолго - всего-то семь лет - но все же...
Итак, снова перенесемся на море, на этот раз Средиземное. В 1797 году революционная Франция под руководством великого Наполионе ди Буонапарте завоевала Ионические острова (ныне Греция) и объявила их своей собственностью. На такое усиление Франции с некоторым неодобрением взирали все крупные игроки Средиземноморья; у некоторых неодобрение дошло до стадии "с этим надо что-то делать". В сентябре 1798 года русская эскадра под командованием Ушакова пересекла Черное Море и объявилась у Босфора; редкий случай, но не с целью попробовать в который уже раз забрать себе проливы (захват Босфора и Дарданелл - наша имперская мечта, но про это будет отдельная история).
3 января 1798 года Турция заключила с Россией союз; вы таки изумитесь, но к этому времени эскадра Кадыр-бея уже пару месяцев как воевала под командованием Ушакова против французов. За остаток осени и кусок зимы Ушаков выбил французов с Ионических островов, за исключением Корфу; 20 февраля 1799 года крепость Корфу, исчерпав возможности сопротивления, сдалась.
Осада Корфу - это само по себе Песня Песней: классическая сверхуспешная десантная операция эпохи парусного флота, ее можно в учебники вставлять. Граф Суворов говорил об этой битве так:
Ура! Русскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!
В 1800 году на Ионических островах была создана Республика Семи островов - первое греческое государство с 1421 года. Официально государство являлось вассалом Османской империи; на практике государство существовало потому, что на Корфу стояла средиземноморская эскадра русского флота.
Руководил Республикой, кстати, будущий министр иностранных дел Российской Империи Иоанн Каподистрия.
Подобное положение дел всех устраивало - Турция формально властвовала над Ионическими островами, Россия получила отлично укрепленную базу в Средиземноморье (примерно как сирийский Тартус сейчас) и лояльное население протектората. греки получали долгожданную государственность и преемственность от Венецианской республики, которую они так хотели.
Увы, как все хорошее, такая идиллия долго длиться не могла. Вскоре Турция решила, что Франция заметно меньшее и более далекое зло, нежели Россия.
Исходя из этого факта, 31 августа 1805 года вице-адмирал Сенявин получил вот такой рескрипт от Императора Александра Первого:
Секретно. Господину вице-адмиралу Сенявину.
Приняв Республику семи соединенных островов под особенное покровительство мое и желая изъявить новый опыт моего к ней благопризрения, почел и за нужное при настоящем положении дел Европы усугубить средства к обеспечению её пределов. Поелику же республика сия по приморскому местоположению своему не может надежнее ограждаема быть как единственно, так сказать, под щитом морских сил и военных действий оных, то по сему уважению повелел я отправить туда дивизию, состоящую из пяти кораблей и одного фрегата, и тем усилить ныне там пребывающее морское ополчение наше. Вверяя все сии военные, как морские, так и сухопутные силы вашему главному начальству для руководства вашего, признал я за нужное снабдить вас следующими предписаниями:
Снявшись с якоря и следуя по пути, вам предлежащему, употребите все меры, морским искусством преподаваемые и от благоразумной и опытной предусмотрительности зависящие, к безопасности плавания вашего и к поспешному достижению в Корфу
В итоге в сентябре 1805 года эскадра Сенявина вышла из Кронштадта и пошла демонстрировать неблагонадежным туркам русский флаг. В Бискайском заливе русских попытались перехватить французы, но безуспешно, и в итоге к январю 1806 года русская эскадра благополучно достигла Корфу, где соединилась с средиземноморской группировкой , которой командовал только-только получивший звание контр-адмирала Грейг (кстати - сын шотландского эмигранта).
К этому моменту Австрия успела поругаться с Россией и помириться с Францией, и в итоге это оказалось так себе решением - сперва у Австрии отобрали все, что могли, французы, а потом пришли русские. Сенявин послал угрожать Австрии (точнее, спасать черногорцев) русского капитана Григория Григорьевича Белли (не изумляйтесь фамилии, этот русский был рожден шотландцем Генри Белли - в те поры Россия активно принимала к себе разного рода мигрантов). О, Белли был прекрасен. Он пришел штурмовать восьмикрепостную систему Кастельнуово и прислал коменданту, маркизу де Гизельери. ультиматум: сдайте крепость без боя, на размышление вам ровно 15 минут, время пошло. Маркиз, несколько офигевший, в ответ сказал, что честь и достоинство австрийского офицера не позволяют ему сдать крепость без боя и пусть "сударь Белли" выстрелит из любой пушки хотя бы один раз: тогда он, маркиз Гизельери, сможет сказать, что сдал крепость после ожесточенного сражения. Белли на это ответил, что данное предложение несовместимо с честью России, Государя Императора Александра Первого и лично его, Григория Белли, поэтому сдавайте крепость так, иначе заговорит не одна русская пушка, а все. Кстати, осталось 8 минут.
Австрийцы сдались, черногорцы немедленно присягнули на верность Белому Царю Государю Александру.
В общем, практически весь 1806 год русские пытались захватить больше, больше Средиземноморья - и, надо отметить, у них неплохо получалось! Про того же Белли и его походы можно целый приключенческий фильм снять.
В декабре 1806 года Турция объявила войну России, и Франция смогла вздохнуть немного свободнее - Сенявин переключился на османов. Переключился он крайне простым и эффективным способом - устроил блокаду пролива Дарданеллы. Точнее говоря. он прибыл в марте к Проливам и обнаружил уходящую оттуда эскадру английского адмирала Дакворта, которая попыталась повоевать с турками и была бита. "Давайте объединимся, мы же союзники!"- предложил Сенявин. Дакварт отказался, аргументируя это тем, что флот Британии лучший на свете и где потерпела удачу мощь британской эскадры, там другим и ловить нечего.
О, как он ошибался...
Надо понимать, что турецкая столица Константинополь очень сильно зависела от морских поставок, а проводить их при наличии эскадры Сенявина стало,хм, затруднительно. В итоге свежевыбранный янычарами в ходе очередного турецкого переворота султан Мустафа IV приказал блокаду прорвать. Адмирал (в смысле - капудан-паша) Саид-Али вздохнул (с Сенявиным он уже встречался при Калиакрии, и это воспоминание ничего хорошего не сулило) и отправился выполнять приказ.
Итак, наконец-то мы дошли до 22 мая 1807 года. Турки, заблокированные со стороны Босфора эскадрой Пустошкина, а со стороны Дарданелл эскадрой Сенявина, пошли на прорыв. Честно говоря, для "имперского уха" само словосочетание "Дарданелльский бой русской эскадры" сладостно как мед. К вечеру 23 мая Сенявин в очередной раз разгромил Саида-Али и начал его преследовать, но береговые пушки смогли прикрыть бегство турецкой эскадры.
Сенявин не успокоился, победа была половинчата (враг же убежал!), и блокада Константинополя продолжилась. Наконец, 27 июня 1807 года (запомните эту дату - она важна и много говорит о феерической неудаче османов), поймав удачный ветер, турки проскочили мимо Сенявина и бросились штурмовать крепость на острове Тенедос, где была база нашего флота в Эгейском море. Два дня гарнизон отбивал атаки, а затем на горизонте показались паруса эскадры Сенявина.
И началось Афонское сражение, которое правильно было бы назвать Афонским избиением. Несколько дней русские гоняли по всему Эгейскому морю разбившийся на отряды турецкий флот, а османы, в свою очередь, выкидывались на берег, поджигали свои корабли и иными способами пытались избежать разгрома. В итоге из более чем 20 турецких кораблей домой вернулись два - всех русские отловить все-таки не смогли. Попутно наши моряки отбили у турок содержавшегося на одном из кораблей английского мичмана, которого отправили упоминавшемуся выше адмиралу Дакворту.
Ура, виктория, у турок после этого 10 лет нет боеспособного флота, султан поспешно подписывает перемирие.... Дакварт, кстати, отговорился тем, что у турок снаряды были величиной в голову слона и вообще он почти победил, и в английской историографии его штурм Дарданелл считается примером успешной операции британского королевского флота против береговых укреплений.
А теперь о грустном. Вся эта феерия побед продолжалась до Тильзитского мир, то есть до 25 июня 1807 года. Да, в тот день, когда русские добивали турецкий флот в Эгейском море, на самом деле уже день как Средиземноморье было проиграно - по условиям мира Россия уходила из Средиземноморья и не мешала Франции возвращать себе любые нужные им владения.
Эскадра Сенявина ушла на Балтику, и Республика Семи Островов прекратила свое существование - за пару месяцев все острова стали частью французской империи. Правда, французы смогли удержать их ненадолго - уже к 1810 году все острова, кроме Корфу, стали английскими. а в 1814 и Корфу достался британскому льву.
Но все же были семь лет в истории, когда Средиземноморье было русским. А сейчас у нас снова есть база в Средиземноморье - в Тартусе
***серия постов "История Российской армии и русского флота - в датах***