Реджио-педагогика - одна из итальянских методик воспитания. Основана она в том числе и на известном методе Монтессори. Так почему же не Монтессори? На мой взгляд, эта методика занятий рассчитана больше на одиночное развитие, в то время как по реджио-методике можно заниматься и в одиночестве, и в коллективе.
Существуют 6 основных правил воспитания, о которых я и расскажу, а так же приведу пример из личного опыта.
С этим правилом все максимально просто. Когда вы что-то рассказываете ребенку, надо смотреть ему в глаза, причем находиться надо на уровне его глаз. То есть надо сесть на корточки. Так ребенок понимает, что обращаются именно к нему, а не взрослые разговаривают между собой, его внимание приковано к родителю (воспитателю, любому другому человеку, который говорит с ним), он старается понять и запомнить, что ему говорят, а так же он чувствует себя полноправным членом общества. Неважно, что вокруг большие дяди и тети, он тоже может высказывать свое мнение, а со временем и он подрастет. На практике я вижу у своих детей больший интерес, когда я говорю, глядя им в глаза, и когда мое лицо на уровне с ними.
Проще всего это правило объяснить на примере поведения, хотя оно касается любых правил: хоть это правила игры, хоть законы физики. Так, например, на детской площадке ребенок может бегать и кричать, а в кукольном театре надо вести себя скромнее. А вопрос должен быть не понял ли ребенок новые правила, а что он вообще об этом знает?
Когда в нашей семье появилась маленькая дочь, я старшему сыну задала вопрос: "как ты думаешь, кто это"? Он подумал и сказал, что это маленький ребенок, и теперь он будет жить с нами. Я его похвалила и спросила, чем занимается этот маленький ребенок. Лежит. Я попросила его понаблюдать за сестренкой, пока я разбираю вещи. Потом он рассказал мне, что она только лежит и больше ничего не делает. Я ему объяснила, что она еще очень маленькая и ничего не умеет, он тоже был таким раньше, но потом вырос, и она вырастет. Таким образом появилось правило: маленького ребенка за ноги и за руки не тащить играть.
В садике мой ребенок очень удивился, когда ему сказали, что розовых баранов не бывает. Ну как нет? А если слепить из розового пластилина? А если нарисовать розовой краской? Или одеть мишку в костюм розового барана. Ну в крайнем случае вылить на барана розовую краску. А сколько игрушек розового цвета... В общем, воспитательница была несколько озадачена.
Не надо хвататься за голову, если ваш ребенок вдруг сказал, что баран бывает розовый. Можно просто спросить, когда такое может быть? И вы удивитесь широте его сознания и фантазии. Пусть маленький гений растет в мире без ограничений.
В 2-3 года ваш ребенок уже четко понимает разницу между пюре и гречкой, например. И осознанно может сказать "хочу" или "не хочу". В 2 года я стала предлагать сыну на выбор чай или воду, кашу или бутерброд, сырники или блины и так далее. Дочка уже в год с удовольствием выбирала, какую сегодня футболку она наденет. К полутора годам она отдает явное предпочтение платьям. Каждый день на прогулке я спрашиваю, куда бы старшему хотелось пойти. Бывает так, что он хочет, например, в парк на горки. Там лужи и грязь, а мы оделись не для прогулок по лужам. Я обязательно объясняю ему, что мы конечно можем туда пойти, но тогда он быстро вымокнет, и нам придется идти домой. Готов ли он к этому? Либо похожая ситуация. Например, он хочет пройтись по луже. Итог будет тот же, он вымокнет, и нам придется идти домой. Но он должен знать, что проблема может быть решена, достаточно просто обойти лужу.
Даже если вы не приверженец реджио-педагогики, вы о ней ничего не знаете, вам сложно жить в таких условиях, вы наверняка выполняете это правило. Гуляя, вы всегда спрашиваете, что видит ребенок. Например, голубя. Что он делает? Клюет крошки. А что он еще может клевать? У нас была излюбленная тема люков. Мы даже под дождем бегали на улицу посмотреть, как это вода стекается в лужи и уходит через дырочки в люк.
Я дома делала различные сладости, сын кушал, ему нравилось. А потом мы ходили в кафе, и он по собственному опыту выбирал сладости, которые бы он съел. Попутно вырабатывался навык правильного выбора количества и качества еды.
Но к любому выводу ребенок должен прийти сам через наблюдения.
Это правило тоже относится к тем, которого придерживается большинство родителей.
Хотя в данном случае оно должно восприниматься дословно: ребенка можно научить читать в 4 года, а можно и в 6. Он все равно будет читать, а вот фантазировать... Можно просто гулять по парку и фантазировать на тему, кто живет на вооон том дереве.
Мы с сыном играем в догонялки. И однажды я сказала ему: "Я в домике"! На что он стукнул кулаком по воздуху и сказал: "А я сломал твой домик! ты - вода".
Долгое время он забегал в комнату и кричал: "Там страшный угол! Я боюсь его"! И хохотал.
Он очень любит задавать вопросы, а я люблю ему рассказывать небылицы. Он понимает, что это все неправда, но его это очень веселит, а потом он фантазирует для своей сестренки и рассказывает ей сказки про игрушки.
Все это хорошо, скажете вы, но это все развивает творческое мышление, а вдруг ребенок не гуманитарий? На самом деле логики у детей нет до определенного возраста, примерно до 6 лет. Причинно-следственные связи даже в 4 года тоже очень слабые, технический склад ума развивается чуть позже. Имея развитое творческое мышление, ребенку будет проще представлять себе химические и физические процессы, легче будет доказывать геометрические теоремы, в конце концов он сможет придумать и воплотить в жизнь какой-то крутой проект! А даже если он не станет изобретателем, он в любом споре сможет найти аргументы и отстоять свою точку зрения.