Правила дорожного движения содержат такой термин как «препятствие». При этом никаких требований к водителю или другим лицам на дороге по самостоятельному устранению препятствия не определено. Только в разделе «Основные положения по допуску…» в пункте 13 (ПДД РФ) предписано устранять такие помехи для движения должностным лицам эксплуатирующих организаций.
Водитель только может сообщить о таком препятствии в дорожную службу. Конечно, если сходу найдет контакты организации.
Что делать на практике? Одиночный упавший кирпич или ветку дерева 9 из 10 водителей просто объедут. Обычно, обратят внимание только на такую помеху, которая просто не дает проехать дальше. За водительскую практику вспоминаются только 2 случая, когда поваленные деревья через всю проезжую часть мешали проехать:
· в первом случае – десятки деревьев после урагана уже распиливались дорожными службами;
· во втором случае – в соседней деревне удалось отыскать управление местного лесхоза.
Препятствие на трассе особенно опасно с учетом высокой скорости. И по возможности остановиться и убрать предмет с дороги – просто правильный поступок водителя. Времени потеряешь всего пару минут, но это позволит обеспечить безопасность многих.
Кстати, если при этом пострадает собственное транспортное средство, возместить вред будет затруднительно. Дорожные службы тут же вспомнят про «невиновное причинение вреда».
Вместо заключения. Анализ ПДД разных стран позволил выявить только в белорусских правилах (Глава 6) пункт 34, где водителя обязали принять меры по устранению препятствия или сообщить о помехе, с которой самостоятельно справиться не удается.
Открытый люк или провалившийся асфальт после ливня подручными средствами не уберешь. Но вот одиночный предмет, выпавший из грузовика, унести за пределы дороги по силам каждому.