19 мая из-за технической неисправности разбился американский истребитель F-35, в очередной раз доказав несовершенство своей конструкции. В связи с этим недавняя покупка Польшей крупной партии таких самолетов все больше походит на фарс.
19 мая в ходе ночных тренировочных полетов на американской авиабазе Эглин (штат Флорида) потерпел крушение истребитель пятого поколения F-35А «Лайтнинг» из состава 58-й эскадрильи ВВС США. Пилоту удалось катапультироваться.
Официальной информации о причине происшествия пока нет, однако американский журналист Тайлер Роговэй сообщил на интернет-ресурсе The Drive, что во время захода на посадку пилот предположительно докладывал об отказе системы управления и получил приказ покинуть самолет.
Катастрофа в очередной раз подтвердила наличие серьезных проблем в конструкции самолета F-35, являющегося одним из самых дорогих истребителей современности. Стоимость одной машины классической модификации «А» (рухнувший в Энглине «Лайтнинг» относился к ней) колеблется от 78 до 90 млн. долларов США. Общая же стоимость программы разработки, производства и эксплуатации самолета вплоть до 2044 года оценивается более чем в 428 млрд. долларов США.
Несмотря на эти колоссальные цифры, на практике F-35 уже успел стяжать славу крайне ненадежной машины. Помимо последнего инцидента в Энглине, с начала серийного производства всего семейства истребителей F-35 в 2011 году в результате технических неполадок были безвозвратно утрачены 4 самолета (по две машины модификаций «А» и «В») и еще 2 получили серьезные повреждения. Истребитель активно эксплуатируется лишь 9 лет и производится в довольно ограниченных количествах (всего на данный момент построено чуть более 500 единиц), так что столь высокий показатель аварийности говорит о многом.
Тем не менее, закрыв глаза на явную ненадежность самолета, в январе 2020 года Варшава подписала договор на приобретение у Вашингтона 32 истребителей F-35А. Сумма контракта для польской казны поистине колоссальная - 4,6 млрд. долларов, что составило более трети военного бюджета страны на 2020 год.
Договор предусматривает обучение польских пилотов, создание учебной базы, поставку восьми тренажеров, эксплуатацию и техническую поддержку самолетов до 2030 года.
Более того, полякам было обещано, что в дальнейшем будет подписан еще один контракт, но уже на продажу Польше американских технологий, позволяющий перенести производство части комплектующих F-35 на территорию республики, тем самым существенно снизив стоимость обслуживания. Но в итоге США отменили свое решение и обслуживание истребителей будет проходить исключительно на территории Штатов.
В конечном счете получилось так, что руководство Польши приобрело вожделенную игрушку, но очень хрупкую и дорогую в обслуживании. Министр обороны Мариуш Блащак заявил тогда, что его страна отныне входит в «элитарный клуб государств, которые имеют F-35». Только обслуживание членства в этом «клубе» сильно ударит по карманам налогоплательщиков. Ведь в том числе из-за необходимости обслуживания истребителей, которые еще и имеют свойство падать, Польша намерена увеличить военные расходы республики до 2,5% от ВВП к 2024 году.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал "Брюссельский стукач", чтобы всегда быть в курсе самых важных новостей о деятельности НАТО.