По инициативе режиссера Евгении Хапонен, ученицы Юрия Михайловича Лотмана, появился телецикл "Беседы о русской культуре". 1980-х программы Лотмана были весьма популярны в интеллигентной среде, и казалось, советский литературовед, культуролог был услышан, смог повлиять на взгляды и поделиться колоссальным объемом знаний. Иронично, что по-прежнему многое из рассказанного им - актуально и современно.
Программа "Беседы о русской культуре" - “Интеллигентность”, подробно раскрывает психологическую сторону человека, объясняет важность культурного просвещения. Дает четкие определения понятий интеллигенции - как социальной группы, которая обладает образованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и плюс профессионально занимающихся умственным трудом, и интеллигентности - как психологического свойства, существующего независимо от рода занятий, образования и образа жизни. Два совершенно разных понятия, до сих пор принято обобщать, не углубляясь в столь очевидную разницу.
Лотман подчеркивает важность культуры для человека, потому что именно он её создает и разрушает. Понятие культура - духовное, связанное с идеями, представлениями, эмоциями, она неотделима от человека, который способен сам для себя решить какую позицию он займёт в жизни.
Противоположность интеллигентности — хамство. По определению Юрия Михайловича Лотмана - психология раба, глубокое неуважение к себе, желание унизить другого, чтобы разрушить собственный комплекс. Человек жизнь, которого проходить в основе унижения, пребывает в печали, в жалости к себе, что ведёт к не одарённости, далее превращаясь в хамство.
Культура начинается с запретов. Полная свобода от человеческих ограничений - есть хамство.
Одно дело говорить о здравых запретах, но существует огромное множество «лжемнений», лжеучений. Хорошо, когда тебя окружает «правильная» культура, но 21 век – «век дезинформации». Люди не всегда читают правильные книги и пишут то, о чём понимают. Преобладает жуткое нежелание знать, где берет начало тот или иной конфликт. За счет резкого технического прогресса, кажется, что мы стали умнее, чем наши предшественники, лишь потому что у них не было машин, телефонов и интернета. Такое «лжемнение» отбросило нас назад, уверило в том, что читать книги, которым более двух веков бессмысленно, ведь автор жил в то время, когда не было самолётов. Всё начинается с мелочей, с маленькой неправды или заблуждения, которые перерастает в гигантскую ложь. Безумно пугает неспособность человека понять, что нападение, не лучшая защита, особенно если к вам относятся по-доброму и не позволяют в вашем присутствие неуважительных вольностей. И нет, нет попытки унизить ваше достоинство.
С подобными заблудившимися людьми сталкиваешься на каждом шагу, удивляясь насколько запущена ситуация, и как глубоко незнание простых истин. Важно объяснять подобное детям и особенно взрослым. Чтобы, наконец понять - любовь к себе не значит, что я бог. Самоуважение есть культура. И не стоит забывать, что всегда будут люди, которым свойственна природная интеллигентность, а самое главное они стремятся понять и исправить мир, в котором мы живем.
У всего есть две стороны. Утрирование, которое ведёт не в то русло, к непониманию. Модель поведения людей, которые нас привлекают, не всегда пример для подражания. И единственный выход быть самим собой. Прислушиваться, но иметь своё мнение, не быть рабом, жертвой, убежденной, что весь мир желает тебе зла. Программы Юрия Лотмана способны убедить многих, что жизнь может стать лучше, если разобраться в себе.
“Беседы о русской культуре" - “Искусство - это мы”, помогает научиться отделять два слившихся понятия, дает определение искусства, как свободы выбора, ставит границы для конкретного понимания творчества. Наука и искусство - два глаза культуры, одно без другого не создаст объемного изображения. Искусство - свободно, как всякая мысль и творчество. Где есть выбор - есть свобода. Именно искусство позволяет вернуться в тот момент, когда выбор ещё не сделан. Одна из распространенных ошибок это попытка соединить воедино
искусство и жизнь. Что неправильно, так как искусство стремиться быть похожим на жизнь, но ею не является. Изображение вещи, не может быть самой вещью.
Искусство всегда таит в себе тайну, обращение, сообщение. Главный вопрос - что этим автор хотел сказать. Без понимания подобных азов, рождается имитация искусства, которая усваивается легче, по сути доступнее. Мы пребываем в глубоком неведении, в непонимании как важно знать, где начинается исток реки. Острая проблема образования в стране, также слепа к простым истинам. И если бы многие вещи объяснялись так подробно и правильно, то о «лжеубеждениях» можно было бы забыть.
Лишний раз приятнее было бы проехаться в автобусе и прогуляться по парку, не нарвавшись на грубость. Людей можно переубедить, главное дать им правильную модель поведения. Идола, который даст понять, что жизнь должна быть лучше, что культура не мобильное приложение, а внутреннее состояние.