Найти тему
ВСЕ БРОКЕРЫ ВРУТ

Что такое структурный продукт и как он работает?

Структурный продукт как конструктор, можно собрать любой.
Структурный продукт как конструктор, можно собрать любой.

Всем привет, друзья!

Приветствую Вас на канале ВСЕ БРОКЕРЫ ВРУТ.

Сегодня расскажу о структурных продуктах.

Пришли вы в банк и вам предлагают вложить деньги в... структурный продукт (структурную ноту, биржевую структурную облигацию, смысл везде один и тот же).

Клиенты инвестиционных компаний с этим продуктом знакомы уже давно, а банки относительно недавно поняли, что там есть маржа и доп. доход. И поставили этот продукт к себе на полку.

Что же это такое?

Структурный продукт (далее СП) - это такой инвестиционный продукт, который состоит из двух и более составляющих.

Самый простой вариант, это СП со 100-% защитой капитала на полгода или год. И состоит он из двух частей: защитной и доходной.

Наглядная схема работы структурного продукта.
Наглядная схема работы структурного продукта.

Защита это депозиты и/или облигации, доходная часть это опцион (фьючерс, форвардный контракт) на какой то актив (нефть, золото, валюта и прочее).

Инвестируя деньги в такой продукт на год со 100-% защитой капитала, вы получаете определенный доход, если инвестиционная идея сработала и актив вырос, в случае падения цены актива ниже цены приобретения вы сохраняете свои вложенные средства в полном объеме за исключением уплаченной комиссии.

Доход.

Доход достаётся клиенту не в полном объеме, а в размере коэффициента участия.

Что это такое? Коэффициент участия (далее КУ) - это доля дохода от величины роста актива. Другими словами, если КУ 25% и актив вырос на 50%, то инвестор получает 12,5% дохода на вложенные средства. В случае падения цены актива клиенту выплачивается 0,01% в конце срока как утешительный приз. Куда же девается остальная часть КУ? Она достаётся брокеру. Это вторая статья дохода для него.

-3

Зачем нужны структурные продукты?

Для клиента это гарантия сохранности средств в случае падения цены. Доход не в полном объёме от роста цены, это плата за надёжность.

Для банков и компаний это больший доход по сравнению с продажей обычных брокерских услуг. Доход компании в этом случае составляет 2-2,5%, где-то меньше (обычно в случае с гарантированной выплатой дохода или коротким сроком - 3 месяца. Такие СП используют как «крючок», чтобы заполучить и расположить клиента), где-то больше, если срок более длинный - 4-5 лет.

Почему сейчас предлагают СП с более длинным сроком?

Чтобы обеспечить сохранность средств, нужно их разместить под действующий процент на указанный срок. Сейчас средняя ставка по вкладу 5,3%. Это значит, чтобы вернуть через год 100% средств клиенту, нужно на вкладе разместить 95% вложенных средств и только 5% можно использовать для покупки опциона.

При ставках по вкладам 10-11%, которые были относительно недавно, в опционы инвестировали в два раза больше. Именно поэтому сейчас увеличивают сроки по структурным продуктам вплоть до 5 лет, чтобы сама компания заработала и можно было предложить клиенту интересную доходность.

Я описал классический СП. Есть разные варианты. Для увеличения доходности и бОльших затрат на опционы, компании предлагают СП с защитой 80-90%%. То есть в случае падения цены актива клиент заберёт 80-90%% от вложенных средств. Брокер в свою очередь заработает больше, чем в СП с защитой 100%.

Есть пороговые СП. Они предполагают периодическую выплату в виде купона, если в конце квартала цены (обычно в таких СП используют корзину из 3-4 разнонаправленных акций) актива выросли или упали не более 15-20%. Однако в конце срока, если какая-то акция упала более чем на 20%, инвестор получит на всю сумму упавшие акции по первоначальной цене и становится акционером на неопределённый срок.

Такой продукт называется «с условной защитой». Вариантов масса, от коробочных до индивидуальных.

Почему это не всегда правильный вариант?

Для компании продажа таких продуктов означает, что на срок продукта клиентам можно будет делать допродажи, они никуда не уйдут со своими деньгами (ведь расторгать СП очень невыгодно). И самое главное, прежде чем выпускать такой продукт, проводят инвесткомитет и обсуждают, как и кому его будут продавать и сколько на этом можно заработать.

-4

На моей памяти расклад был всегда в пользу брокера и выглядел следующим образом:

- 25% теряют деньги или получают доход в размере 0%;

- 50% клиентов получают доход, сопоставимый с процентами по вкладам,

- 25% получают более высокий доход. И вот эти счастливчики рассказывают своему окружению, что вложились в суперклассный продукт, рекламируя его по принципу сарафанного радио.

В последнее время расклад поменялся не в пользу клиента. Сейчас при расчётах математических моделей на сроке 3 года получить доход выше вклада могут доли процента от общего количества клиентов.

Берегите ваши деньги!

Понравилась статья - ставь лайк, поделись с другом и подпишись на канал.

Впереди будет ещё много интересного и познавательного.

Есть вопрос о работе инвестиционного продукта - напиши автору!

Подборка статей: о чем я пишу, о работе персонального брокера, про аналитиков, о спекуляциях и инвестициях и почему падение акций это хорошо.