Найти в Дзене
KINO 360°

Гений и анархист Фассбиндер: 3 его фильма о женщинах

Немецкий режиссер-классик Райнер Вернер Фассбиндер (не путать с актером Майклом Фассбендером) родился в Баварии в 1945 году.

Почему Фассбиндер - классик?

На то есть несколько причин.

1. Фассбиндер – один из основоположников «нового немецкого кино» - направления в послевоенном кинематографе, в центре которого – возрождение национального киноискусства, независимого и не жаждущего коммерческого успеха.

2. Новатор и анархист немецкого кино, способный под непривычным углом посмотреть на традиционные ценности и их влияние на свободу личности.

3. Некоторые называли Фассбиндера «самосожженец» ввиду того, что он практически сгорал на работе, посвящая всего себя кинематографу, и эта совершенная преданность своему делу видна в его произведениях.

-2

31 мая Фассбиндеру исполнилось бы 75 лет. Хотя иногда полагают, что он поменял дату своего рождения, тем самым добавив еще одну тайну в свою биографию.

-3

Несколько интересных фактов о режиссере:

- за 13 лет творчества успел снять 43 кинокартины;

- чтобы работать как можно больше, спал всего по несколько часов;

- имел пристрастие к наркотикам и отказывался лечиться от зависимости, говоря о том, что «излечиться от таланта невозможно»;

- скончался в возрасте 37 лет от передозировки наркотиков. Говорят, рядом с ним лежала рукопись неоконченного сценария.

-4

А теперь - несколько фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, объединенные тем, что в фокусе внимания здесь женщина.

1. Тоска Вероники Фосс (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1982) – женщина-приступ

-5

Под проливным дождем известная кинозвезда Вероника Фосс знакомится с журналистом Робертом Кроном, который ее не узнает. Впрочем, даже когда он понимает, кто перед ним, его отношение к Веронике не меняется: он по-прежнему добр и обходителен. Однако саму кинодиву начинают мучить необъяснимые душевные приступы …

Вердикт: утонченная психологическая мелодрама. Следует отметить, что кино, которое снимал Фассбиндер, может поначалу показаться малопонятным и затянутым. Однако если дать себе время в нем разобраться, то можно увидеть мельчайшие детали и нюансы, делающие его удивительным произведением искусства.

2. Горькие слезы Петры фон Кант (Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972)-женщина-иллюзия

-6

Фильм о напряженной психологической игре между тремя женщинами: преуспевающей модельершей Петрой фон Кант, ее помощницей Марлен, которая вынуждена терпеть сумасбродные выходки и нелестное отношение хозяйки, и молодой девушкой Карин, которая постепенно вторгается в жизнь Петры и обретает над ней власть.

Картина снята по собственной пьесе Фассбиндера, как и многие другие его работы. Ее трудно разобрать на отдельные детали: это причудливая смесь взаимозамкнутых отношений, морального падения и личностных проблем, которые идут впереди самого персонажа.

Вердикт: запутанное повествование о непонимании, любовной драме и обманутых надеждах.

3. Замужество Марии Браун (Die Ehe der Maria Braun, 1979) – женщина-символ

-7

Центральная фигура фильма – Мария Браун - провожает мужа на войну, а сама любыми правдами и неправдами стремится разбогатеть. Ее играет Ханна Шигулла – главная актриса Фассбиндера, талант которой расцвел в его фильмах.

Мария – не женщина, скорее это образ родной страны режиссера Германии, которая после войны ради материальных выгод должны была прогнуться под западные державы.

Именно поэтому история Марии Браун символична, каждое событие в ее экранной жизни можно легко соотнести с историческим. И со стороны Фассбиндера нет осуждения, это всего лишь некоторое сожаление и принципиальная правдивость в изображении героев и их действий.

Вердикт: сильное кино, но способное показаться как минимум странным для зрителя, который будет воспринимать происходящее буквально.

Спасибо за внимание!

Лайк и подписка приветствуются :)

Читайте еще:

Французская "новая волна" в кино (часть 1)

Том Круз: 3 лица героя-одиночки

Фильмы про принцесс (часть 1)