Немецкий режиссер-классик Райнер Вернер Фассбиндер (не путать с актером Майклом Фассбендером) родился в Баварии в 1945 году.
Почему Фассбиндер - классик?
На то есть несколько причин.
1. Фассбиндер – один из основоположников «нового немецкого кино» - направления в послевоенном кинематографе, в центре которого – возрождение национального киноискусства, независимого и не жаждущего коммерческого успеха.
2. Новатор и анархист немецкого кино, способный под непривычным углом посмотреть на традиционные ценности и их влияние на свободу личности.
3. Некоторые называли Фассбиндера «самосожженец» ввиду того, что он практически сгорал на работе, посвящая всего себя кинематографу, и эта совершенная преданность своему делу видна в его произведениях.
31 мая Фассбиндеру исполнилось бы 75 лет. Хотя иногда полагают, что он поменял дату своего рождения, тем самым добавив еще одну тайну в свою биографию.
Несколько интересных фактов о режиссере:
- за 13 лет творчества успел снять 43 кинокартины;
- чтобы работать как можно больше, спал всего по несколько часов;
- имел пристрастие к наркотикам и отказывался лечиться от зависимости, говоря о том, что «излечиться от таланта невозможно»;
- скончался в возрасте 37 лет от передозировки наркотиков. Говорят, рядом с ним лежала рукопись неоконченного сценария.
А теперь - несколько фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, объединенные тем, что в фокусе внимания здесь женщина.
1. Тоска Вероники Фосс (Die Sehnsucht der Veronika Voss, 1982) – женщина-приступ
Под проливным дождем известная кинозвезда Вероника Фосс знакомится с журналистом Робертом Кроном, который ее не узнает. Впрочем, даже когда он понимает, кто перед ним, его отношение к Веронике не меняется: он по-прежнему добр и обходителен. Однако саму кинодиву начинают мучить необъяснимые душевные приступы …
Вердикт: утонченная психологическая мелодрама. Следует отметить, что кино, которое снимал Фассбиндер, может поначалу показаться малопонятным и затянутым. Однако если дать себе время в нем разобраться, то можно увидеть мельчайшие детали и нюансы, делающие его удивительным произведением искусства.
2. Горькие слезы Петры фон Кант (Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972)-женщина-иллюзия
Фильм о напряженной психологической игре между тремя женщинами: преуспевающей модельершей Петрой фон Кант, ее помощницей Марлен, которая вынуждена терпеть сумасбродные выходки и нелестное отношение хозяйки, и молодой девушкой Карин, которая постепенно вторгается в жизнь Петры и обретает над ней власть.
Картина снята по собственной пьесе Фассбиндера, как и многие другие его работы. Ее трудно разобрать на отдельные детали: это причудливая смесь взаимозамкнутых отношений, морального падения и личностных проблем, которые идут впереди самого персонажа.
Вердикт: запутанное повествование о непонимании, любовной драме и обманутых надеждах.
3. Замужество Марии Браун (Die Ehe der Maria Braun, 1979) – женщина-символ
Центральная фигура фильма – Мария Браун - провожает мужа на войну, а сама любыми правдами и неправдами стремится разбогатеть. Ее играет Ханна Шигулла – главная актриса Фассбиндера, талант которой расцвел в его фильмах.
Мария – не женщина, скорее это образ родной страны режиссера Германии, которая после войны ради материальных выгод должны была прогнуться под западные державы.
Именно поэтому история Марии Браун символична, каждое событие в ее экранной жизни можно легко соотнести с историческим. И со стороны Фассбиндера нет осуждения, это всего лишь некоторое сожаление и принципиальная правдивость в изображении героев и их действий.
Вердикт: сильное кино, но способное показаться как минимум странным для зрителя, который будет воспринимать происходящее буквально.
Спасибо за внимание!
Лайк и подписка приветствуются :)
Читайте еще:
Французская "новая волна" в кино (часть 1)