Найти тему
Валентин Иванов

Похоронщики России. Часть 3

Как хорошо всё начиналось

Независимый пльманах «Лебедь» начинал очень резво. Если посмотреть на список авторов, которым предоставлял он свои страницы, невольно проникаешься уважением к редактору, который сумел привлечь внимание столь известных писателей, учёных, бизнесменов и политиков. 1997-й год: поэт Наум Коржавин, писатель Даниил Гранин, политик Борис Немцов, предприниматель-миллиардер Билл Гейтс и даже скандально известный спекулянт-миллиардер Джордж Сорос. 1998-й год: политолог, социолог и публицист Сергей Кара-Мурза, директор Московского института стратегического развития и национальной безопасности Игорь Олейник, член-корреспондент РАН Леонид Сумароков, всемирно известный писатель-фантаст Станислав Лем, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, профессор, известный политик Александр Руцкой, лауреат нобелевской премии по литературе Александр Солженицын, писатель-сатирик Михаил Жванецкий, будущий лауреат нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич. Не всякий толстый журнал может похвастаться таким обширным списком авторов, представляющих широчайший диапазон мнений по самым различным областям научной, экономической, литературной и политической жизни.

А теперь заглянем в публикации альманаха через десять лет. В 2008-м году вы найдёте лишь одну известную многим фамилию писателя, адвоката и публициста Аркадия Вайсберга. Из других персонажей часто мелькает имя Надежды – непутёвой дочери советского писателя, партийного и литературного функционера Вадима Кожевникова, военного корреспондента, участвовавшего во взятии Берлина, автора знаменитого романа «Щит и меч». Дочь эта в 1983 году эмигрировала в Швейцарию вместе с мужем, работником Минздрава СССР, получившем работу в Международном Красном Кресте в Женеве, а в 1997 году, после получения мужем грин карты живёт в Денвере, США. До эмиграции опубликовала в СССР две книги, после эмиграции – ещё шесть, что интересно – в той же России, о которой она отзывается на форуме альманаха «Гусь-Бука» так:

Надежда Кожевникова - Tuesday, November 21, 2006 at 05:40:09 (MSK)

Мы из страны, где все врали всем.

Казалось бы, надо приветствовать искренность человека, который признаётся, что он врал. Врал всю жизнь, в том числе и в своём творчестве. Проблема в том, что это высказывание – есть лишь попытка оправдания ничем не аргументированным обвинением всех остальных. Прежде всего, она этим признаёт, что врала во всех своих книгах, но и в том, что врал её отец, которого обвиняли в том, что, будучи главным редактором журнала «Знамя», он передал в КГБ (по другим данным — в ЦК КПСС) рукопись романа В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». На эту похабную тираду Надежды я там же откликнулся четверостишием:

Казалось бы, в одной росли стране,

Где летним днём идут дожди косые,

Но выросли мы в разной стороне:

Вы из кремлевки, мы же – из России.

Эту информацию я привёл лишь в качестве иллюстрации легко проверяемого факта: никаких известных всем авторов и широкого спектра мнений в этому моменту в альманахе уже нет. Что же могло случиться такого, что радикальным образом изменило лицо альманаха?

Не сразу, постепенно, в альманахе появляется всё больше и больше материалов, которые можно однозначно отнести к антироссийским. Вряд ли это можно отнести к случайностям, которые происходили помимо сознательной деятельности редактора. Из этих «случайностей» наиболее ярким моментом стало появление нового для альманаха автора Владимира Батшева. С августа 2006 года он опубликовал в альманахе шесть статей, но самым урожайным для него был 2007-й год, на который приходится одиннадцать публикаций. Здесь мы задержим внимание читателя на одном мистическом факте: так же, как и в случае с моими публикациями, в авторском списке Батшева в альманахе последние пять публикаций отсутствуют. Снова случайность?

Дотошливый исследователь, конечно, найдёт отсутствующие в списках мои и батшевские публикации, но он потратит на это немало времени, просматривая пять сотен выпусков альманаха в имеющихся архивах, да и то, если он задастмя такой специальной целью. Напрашивается вывод: редактор что-то хотел скрыть от случайных читателей. Что же?

Сначала дадим краткую справку о Батшеве: родился в 1947 году в Москве, русский писатель, поэт и прозаик. Бывший советский диссидент. Тут уже возникает вопрос: если разведчик или КГБист бывшими не бывают, может ли диссидент быть бывшим? Лично я полагаю, что может, если он изменил характер своей прежней деятельности, как это случилось с Александром Зиновьевым. Но с Лебедевым и Батшевым это не так. Об этом говорит остальная часть их биографии: «В 1965 вместе с Леонидом Губановым организовал первое неформальное литературное общество СМОГ (Смелость, мысль, образ, глубина или Самое молодое общество гениев), за что 26 апреля 1966 приговорен к 5 годам ссылки.

Ссылку отбывал в Красноярском крае. Работал на лесоповале.
Под воздействием западного общественного мнения, организованного русским зарубежным издательством “Посев” и редакцией журнала “Грани”, был амнистирован в марте 1968 года.
После возвращения участвовал в диссидентском движении. Закончил сценарный факультет ВГИК и несколько лет работал по специальности. 23 года фамилия Батшева находилась в цензурных списках и он публиковался только под псевдонимом.
Во время перестройки возглавлял московское представительство издательства Посев” (1989-1991), потом работал первым заместителем главного редактора ежедекадника “Литературные новости” (1991-93). В 1993 организовал собственное издательство “Мосты”, в котором за два годы вышло 25 книг современных российских и русских зарубежных писателей. В начале 1995 года эмигрировал в Германию. С 1998 редактор единственного ежемесячного литературного журнала “Литературный европеец” и с 2004 ежеквартального журнала “Мосты”. Автор 14 изданных книг».

Замечаете схожесть судеб? Лебедев после исключения из КПСС преподавал философию в ГИТИСе, Батшев после амнистии закончил ВГИК и работал по специальности, организовал собственное издательство, опубликовал 25 книг. Вот она «кровавая советская система и произвол КГБ»! Но есть и отличия. Когда ещё в молодости человек объявляет себя гением, не есть ли в этом повод для медицинского диагноза? Есть же немало людей, которые объявляют себя, кто Наполеоном, а кто лошадью Пржевальского, но у всех них есть соответствующие справки. Тут же – гений, но без документа.

Нас же сейчас интересует не столько биография этого «литературного европейца», сколько тот факт, что главное произведение его жизни – четырёхтомная книга «Власов». Нет особой необходимости говорить о чём или о ком эта книга, поскольку именно публикации глав из этой книги и были приветливо распахнуты страницы альманаха его редактором Валерием Лебедевым. Примечательно, что сама книга издана в 2001-2004 годах, а в альманахе она продвигалась в конце 2006-го и в 2007-м годах. Почему бы это? Ответ почти очевиден: книга оказалась мало покупаемой, хотя тема представляла очевидно высокий интерес для читателей. Вот и пришлось подогревать этот интерес бесплатной для читателей публикацией основных глав. Примечательно, что Лебедев для рекламы книги Батшева там же в альманах представляет отзывы «экспертов». Слово это поставлено здесь в кавычки по простой причине: напечатаны отзывы лишь тех, кто поддерживает тезисы данной книги, но и они дают интересное заключение: «Батшев не историк, он писатель», хотя такое заключение уже, само по себе, содержит вывод: книга не документальная, а художественная. Значит автор уподоблен Александру Дюма, который в романах о трёх мушкетёрах сводит отношения Англии и Франции, гугенотов и католиков к проблеме бриллиантовых подвесок и любовной интрижке королевы Франции с герцогом Бекингемом. Я откликнулся на публикации Батшева статьёй в альманахе «Историки и диссиденты» (№511, 2007), которую публикую здесь с небольшими сокращениями, поскольку часть информации уже представил выше. Следующая моя статья «Пропагандист и агитатор» уже не упоминается в списке альманаха, хотя она была напечатана в №528 за 2007 год.