Найти тему
Анна Ульман

Мир глазами Брейгеля Старшего

Всем привет!👋

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

Имя великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525–1569 гг.) широко известно во всем мире. Известность и уважение Брейгель заслужил не только как гениальный художник и смелый новатор, опередивший свое время, но и как выдающийся мыслитель и философ, чей проницательный и скептический взгляд глубоко проникал в суть человеческой природы, в характер взаимоотношений людей друг с другом и с окружающим их миром.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Многие картины Брейгеля могут быть верно поняты лишь при подробном знакомстве с ними, со всеми их деталями.

Давайте рассмотрим одну из его работ — «Перепись в Вифлееме» (1566 г.).

«Перепись в Вифлееме» соблазняет зрителей своим масштабом, гармонией цвета и безупречной композиции.

Картина выполнена по методу, разработанному в ХV веке Ян Ван-Эйком. Суть метода заключалась в следующем. На белый и гладко отшлифованный клеевой грунт, нанесённый на дерево, переводился припорохом рисунок, который исполнялся предварительно в натуральную величину картины отдельно на бумаге. Художник избегал писать непосредственно на грунте, чтобы не нарушить его белизны, игравшей большое значение во фламандской живописи. Затем рисунок обводился углём, растёртым с гуммиарабиком или свинцовым карандашом. Раскрытие рисунка производилась темперой или маслом, технически это напоминало штриховку на гравюрах, работа выполнялась с особой тщательностью и уже в таком виде могла очаровать зрителя.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Дальнейший ход работы был различен в зависимости от мастера. Поверх рисунка, исполненного темперой, наносился масляный лак с примесью светлой прозрачной краски телесного цвета, через которую просвечивал оттушёванный рисунок. Этот тон наносился на всю площадь картины, или же лишь на те места, где изображалось тело. Поверх этого слоя художник начинал писать лессировками, то есть тонкими слоями красок. Исполненные таким образом произведения имеют в тенях более плотные краски, нежели в светах.

В начале XV века этим методом живописи пользовались многие художники во Фландрии. Полюбилась эта техника и Питеру Брейгелю Старшему.

Сам сюжет написан как бы с высоты, словно Брейгель парит над всей этой сценой и наблюдает за происходящим. Взгляд художника и зрителя обращен к горизонту, где заходит солнце. Рождественское бдение начнётся через несколько часов.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Люди заняты приготовлениями к празднику.

Сперва взгляд задерживается на огромном снежном пространстве, где все люди поглощены своей работой. Затем внимание зрителя рассеивается на различные сцены, которые создают общий смысл картины «Переписи в Вифлееме».

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Дети играют с самодельными удочками и при этом скользят по замерзшей воде, а пара осторожно ступает на лед. В дальней части загружают мешками с зерном повозки, и люди греются у огня. Здесь что‑то клюют куры и парят птицы, там осел послушно следует за своим хозяином.

Мужчина отвернулся от зрителя, руки в карманах… может, он наблюдает за заходом солнца?

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Путь, который пролегает от гостиницы в нижнем углу к руинам в дальнем конце деревни, следует по одной диагонали, которая пересекает другую точно в центре произведения, куда художник поместил колесо, отсоединенное от тележки.

Баланс между геометрическими размерами зданий и сгорбленными формами людей идеален. Вертикальные линии, созданные деревьями, подчеркивают композицию и дают ей ощущение перспективы.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Каждая деталь и каждая группа могут быть отдельным произведением искусства. Движения силуэтных персонажей сделаны в несколько взмахов кистью, но с точностью, поражающей воображение любого зрителя.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Будь то дети, играющие в снежки, или мать, которая тащит своего ребенка за руку в гостиницу; человек, завязывающий коньки на берегу реки, или мясник, который убивает свинью, а его жена подставляет чугунную сковороду, куда стекает кровь.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Наверно сейчас она будет готовить кровяную колбасу прямо на глазах у любопытствующих прохожих и продавать желающим. А вот на переднем плане мужчина с огромной пилой на плече ведёт осла, на котором сидит женщина, укутавшаяся в тёплый плед. Муж указывает ей рукой на гостиницу.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г., фрагмент картины

Даже самые маленькие детали изобилуют удивительной достоверностью. Посмотрите, как ребенок, который, вытянув руки, распугивает птиц перед замком в руинах. Или мужчина на переднем плане, явно столяр, продаёт сделанные им табуреты требовательному покупателю, который внимательно рассматривает изделие.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

У меня создалось ощущение, что на картине все застыли, заметив взгляд невольного наблюдателя, и кажется, если отвернуться, то все в деревне оживут и суматоха продолжиться.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

Сбалансированный внешний вид композиции усиливается гармоничным распределением цветов. В картине преобладают такие цвета, как охра, белые и серо-зеленые оттенки, но время от времени бросаются в глаза красные пятна на одежде или шляпе.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
(Лк. 2:1-5)

Интересный факт. Сцена не происходит в древней Иудее, Брейгель разворачивает сцену в своё время: в XVI веке. Эта практика не была новшеством, она распространилась уже в картинах XV века.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

Это перемещение библейской сцены в современную автору обстановку также может быть отсылкой к мистическим пьесам, театральным сценам, разыгрываемым перед церквями в эпоху Средневековья.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

Погружая библейскую сцену в суету деревни, Брейгель с лёгкой иронией побуждает нас переключиться от вечного к обыденному. Стремясь изобразить жизнь своих современников в повседневной реальности, Брейгель является внутренним наблюдателем всех тривиальных аспектов жизни.

Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566 г.

На картине множество деталей: одежда того времени, детские игры, посуда, инструменты. Многочисленные предметы из повседневной жизни представлены в мельчайших деталях.

Вы же догадались, что в город приехала Мария и Иосиф? Она скромно сидит на осле, опустив взгляд в землю, спрятавшись от посторонних глаз в тёплом пледе, Иосиф же очень решителен: его заботит ночлег, он указывает на ближайшую гостиницу.

Сцена, происходящая перед гостиницей (в левой части картины), на самом деле является финансовой операцией. Человек отдает свои деньги, вероятно, сборщику налогов, в то время как другой сборщик заполняет регистр. Мы понимаем, что люди отдают свои деньги с трудом, ведь заработать их было не так уж просто. Художник одной только этой сценой пробуждает в зрителе сочувствие и жалость к крестьянам, которым как мы понимаем жилось всегда не просто.

Эта картина является одним из самых величественных произведений Питера Брейгеля Старшего. Она казалось бы изображает бытовую сцену XV века, но если погружаться в неё детальнее, то вскрываются куда более глубокие смыслы бытия. И можно рассуждать о том, что мир не изменился с начала его сотворения, можно говорить о чуде, которое всегда имеет место в нашей жизни, можно сетовать или радоваться происходящему на картине... И всё это в одном незамысловатом сюжете!