Найти тему
«ArtQuin Media»

Почему поручни и ступени эскалатора в метро движутся с разной скоростью?

Оглавление

Немного истории

Первый подобный механизм был запатентован американским изобретателем Натаном Эймсом 9 марта 1859 года, однако данный патент №25,076 на «движущуюся по кругу лестницу» никем никогда не использовался. Десятилетиями позднее, 15 марта 1892 года, американец Джесс Рено запатентовал своё изобретение «наклонного подъёмника». Его первый в мире эскалатор появился в 1894 году в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов.

Станцию метрополитена впервые снабдили эскалатором в 1911 году — произошло это на станции «Эрлс-корт» Лондонского метрополитена.

Вид сверху на район линии платформ Эрлс-Корт
Вид сверху на район линии платформ Эрлс-Корт

Первые эскалаторы метрополитена СССР появились в Москве: они были установлены при строительстве первой очереди метрополитена в 1935 году на четырёх станциях глубокого заложения (современные Красные Ворота, Чистые пруды, Лубянка и Охотный Ряд).

Какие бывают типы эскалаторов?

Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого залегания. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.

Тоннельный эскалатор на станции «Дубровка»
Тоннельный эскалатор на станции «Дубровка»

Поэтажные эскалаторы используются в зданиях. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны (используется и в мерто, например, на станции ЦСКА).

Пример поэтажного эскалатора
Пример поэтажного эскалатора

Эскалаторы в Московском Метро

Всего на станциях и в переходах Московского метрополитена установлено 905 эскалаторов (информация на 26 октября 2019 года).

  • Самые длинные эскалаторы в Москве расположены в вестибюлях обоих залов станции «Парк Победы» (высота подъёма — 63,4 м)
Эскалаторы на станции «Парк Победы»
Эскалаторы на станции «Парк Победы»

  • Два самых коротких — в южном вестибюле станции «Саларьево» (высота подъёма — 3,1 м)
Эскалаторы на станции «Саларьево»
Эскалаторы на станции «Саларьево»

  • Самые старые из действующих эскалаторов расположены на станциях второй очереди Кольцевой линии метро: «Комсомольской» (включая наклонные ходы, ведущие на Сокольническую линию), «Новослободской» и «Белорусской», открытых в 1952 году, сегодня им 68 лет.

  • Рекорд по возрасту тоннельных эскалаторов принадлежал станции «Бауманская», где они работали 71 год, с 1944-го (с момента открытия станции). В феврале 2015 года, станция была закрыта на реконструкцию.
Сверху — новые эскалаторы станции (25 декабря 2015 года)
Снизу — вид на старые эскалаторы до начала реконструкции (7 ферваля 2015 года)
Сверху — новые эскалаторы станции (25 декабря 2015 года) Снизу — вид на старые эскалаторы до начала реконструкции (7 ферваля 2015 года)

Так почему поручни быстрее самого эскалатора?

Как правило, скорость движения поручней эскалатора превышает скорость движения полотна. Для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем истираются, вследствие чего в процессе эксплуатации эскалатора снижается скорость движения поручней.

Эскалатор состоит из лестничного полотна со ступенями с мощными тяговыми цепями, в движение его приводит один большой электропривод. Поручни же прокручиваются через отдельный приводной блок.

Если посмотреть сбоку, то видно, что именно взаимное расположение направляющих рельс больших и маленьких роликов обеспечивает основное свойство эскалатора: в верхней части «живой лестницы», по которой едут пассажиры, ступени всегда горизонтальны. В нижней же части ступени возвращаются вверх параллельно направляющим, не занимая место в туннеле.
Если посмотреть сбоку, то видно, что именно взаимное расположение направляющих рельс больших и маленьких роликов обеспечивает основное свойство эскалатора: в верхней части «живой лестницы», по которой едут пассажиры, ступени всегда горизонтальны. В нижней же части ступени возвращаются вверх параллельно направляющим, не занимая место в туннеле.

Лестничное полотно состоит из ступеней и тяговых цепей, оно приводится в движение с помощью электродвигателя и редуктора. Поручень движется в результате вращения приводного блока. Со временем приводные блоки снашиваются, а их диаметр уменьшается, поэтому поручни начинают двигаться быстрее. По нормативным документам, скорость движения поручня не должна отличаться от скорости движения ступеней более чем на 2%.

У двух механизмов разные скорости работы и, как говорят в метрополитене, синхронизировать их теоретически можно, но это требует больших трудозатрат. Их в подземке не считают целесообразными, поскольку скорость поручня всего на два процента выше той, с которой движется эскалатор.

«Мы это контролируем, а небольшое различие скоростей — это не проблема и не опасно».
Комментирует Метрополитен :)