Сейчас мы можем наблюдать явление нового чуда света – официальный Киев вспомнил, что у него есть обязательства по Минским договоренностям. Уступки со стороны украинской власти в отношении юга страны не могут не радовать, однако складывается стойкое ощущение того, что все не пойдет дальше бумаги.
Для начала вспомним, что из себя представляют положения Минских соглашений, направленных на урегулирование ситуации на Донбассе. Тут прекращение огня, отвод вооружений, амнистия, возобновление экономических связей, глубокая реформа Конституции Украины, которая должна привести к децентрализации власти и особому статусу районов Донецкой и Луганской областей. Политических решений за Киевом мы все это время как раз и не наблюдали.
Однако, пресс-служба офиса президента Украины Владимира Зеленского рассказала, что в утвержденных перспективных планах по децентрализации регионов страны нашли место ЛНР и ДНР. Не учитывается только Крым.
Приводится и комментарий президента Зеленского, по словам которого в результате формирования территориальных общин снизится градус влияния вертикали власти на распоряжение финансами, а у граждан появится возможность внутри общины определять вектор развития населенного пункта, плюс им обещаются более широкий выбор и качество услуг на местах.
Так ли хороша децентрализация власти? При грамотном ее реализации – безусловно. Под ней нужно понимать распределение обязанностей между уровнями власти – центральное правительство ответственно за решения на национальном уровне, а органы местного самоуправления – на своем. Соответственно, чем меньше задач, тем в перспективе выше качество их исполнения и результаты. В это же время для выстраивания рабочей подобной системы государственного управления необходимо обеспечить местные власти достаточным количеством источников финансирования, чтобы те могли реализовывать свои инициативы. Например, расширить их права на виды налоговых отчислений.
Однако, складывается чувство, что официальный Киев боится именно федерализации страны, ибо есть наглядный пример – Крым, который числился составе Украины автономной республикой. Соответственно, тот же условный Донбасс может на вполне законных правах в последствии помахать рукой. И не стоит забывать, что мы сейчас говорим про Украину – страну с целой плеядой проблем в сфере экономики, социальной политики и промышленном производстве. Так что тот же юг страны может стать не единственным в своем роде, потенциально принявшим подобное решение.
И все же, наиболее вероятно тут другое. Речь ведь идет только о перспективных планах. А теперь вспоминаем, что президент Зеленский неоднократно говорил, что выборы будут проведены после возвращения Украине контроля над границей Донбасса с Россией. Все это позволяет выдвинуть предположение, что официальный Киев попытается преподнести свои наброски в сфере государственной перестройки, как свершившийся факт, дабы внести в «Минск» выгодные для себя положения, а в перспективе –свернуть этот формат урегулирования конфликта в пользу нового, который не заставит украинскую власть попирать как свои национальные интересы, так и друзей с Запада (не забываем, пока есть Донбасс, можно давить Россию).
Так что вы задумали, товарищи украинцы?