Приветствую всех на самом познавательном канале!
Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих известных нам цивилизаций— в том числе Древней Греции и Римской империи. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины, завидовали свободе и независимости египтянок.
Наследование земель и имущество шло по женской линии – от матери к дочери. Муж пользовался землёй, пока была жива супруга, после её смерти всё наследовала дочь. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — если невеста была завидной (имела земли и имущество), то жениться на ней было делом экономически выгодным. И неважно, сколько лет невесте – хоть сто, хоть три месяца. Поэтому, когда дело касалось власти, процветал инцест – фараоны женились на своих сестрах и дочерях только для того, чтобы нажитое не досталось другим. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, а потом женился на своей дочери Бент-Анат, чтобы впоследствии его власть не перешла супругу дочери.
Любой свободный гражданин имел право на брак и на развод. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, просто к имени добавлялось «жена такого-то» и она получала статус хозяйки дома. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, чтобы позволить себе бо́льшую свободу.
Брак не освящался священнослужителями. Нередко заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны», на этом обряд заканчивался и происходил обмен подарками. Однако, при разводе эти подарки могли заставить вернуть по решению суда.
В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, к тому же брак помогал в продвижении по карьерной лестнице.
Развод могли потребовать как мужчины, так и женщины, однако инициатор развода обязан был отдать половину своего имущества супругу. Причем решение принималось только внутри семьи – без вмешательства административных институтов или религиозных структур. Если на развод подавал мужчина, то он содержал бывшую супругу до её следующего замужества или до её отказа от выплат. При разводе дети оставались с матерью. Кстати, одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей. Обратиться в суд по любому вопросу имели право все свободные граждане Египта, включая женщин.
Обычно женщины, если рожали детей, то занимались их воспитанием на дому до 4 лет, а затем и девочки и мальчики посещали общую школу. Со школьной скамьи спутником любого школьника был деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небмаатранахт. В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика, история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка. Будущих послов и переводчиков учили дипломатическому языку – аккадскому. Юные ученики учились писать заострёнными тростниковыми палочками на черепках посуды, дощечках, ракушках, камнях, а потом переходили к папирусу. Дети учили наизусть гимны, тексты, документы, учились грамотно выражать свои мысли. Перед началом переписываемого отрывка обычно ставились: число, месяц и день урока. По окончании обучения ученики сдавали экзамены. После школы, в 16 лет, наступал этап выбора специальности – кем быть? После сдачи экзаменов уже шло обучение по специальности - на ремесленника или художника, врача или писца, юриста или чиновника.
В Древнем Египте при храмах существовали так называемые «Дома жизни», где одарённые ученики могли посвятить себя наукам. Здесь кроме обычных помещений школы, существовали библиотеки, где хранились египетские ценности — религиозные и научные книги. При библиотеках находились читальные залы с книгами, а также рабочие места для писцов-переписчиков.
Если женщина получала образование писца, то могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи были обычным явлением в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии принимала и иностранных студентов. Так, гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах. Знаменитыми египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна бизнес-вумен Ненофер времён Нового Царства, и женщина – визирь Небет при VI Династии.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, будет много интересного!