Найти тему
Историчка

Почему Флоренция стала колыбелью Возрождения?

Приветствую всех на самом познавательном канале!

Из всех итальянских городов того времени «Колыбелью возрождения» называют Флоренцию – именно этот город дал миру таких «гигантов мысли», как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Донателло, Никколо Макиавелли, Данте и Галилей. Местный диалект лёг в основу литературного итальянского языка; флорентийская монета стала эталоном для всей Европы; флорентийские художники разработали законы перспективы; флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи дал своё имя двум континентам, а флорентийские мыслители положили начало эпохе Ренессанса.

Средневековая Флоренция. Изображение из отрытых источников
Средневековая Флоренция. Изображение из отрытых источников

Почему именно Флоренция дала миру самое большое количество шедевров эпохи возрождения?

В средние века в центре торговли стояла Италия. С другими странами торговать было трудно – нужно было либо искать проход через Альпы либо идти в обход.

Эпоха крестовых походов ознаменовала собой поворот в истории европейской торговли. Уже один факт знакомства европейских рыцарей с роскошью Византии и Востока значительно усилил спрос на восточные товары. Кроме того, с крестовыми походами появилась возможность обходить Византию.

Воспользовались этим обстоятельством прежде всего три итальянских республики: Венеция, Генуя и Пиза.

Итальянцам теперь не нужно было делиться своими прибылями с греческими купцами; караваны из Багдада и Дамаска прямиком шли в Сирию в любом количестве. Иерусалимские короли и другие христианские князья предоставили итальянцам полную свободу в торговых делах.

Развитие торговли вызвало резкую перемену во взглядах на прибыль. Наибольшее развитие банковская деятельность получила в Италии всего в двух городах - во Флоренции и Венеции.

Чем отличалось банки Флоренции и Венеции? Флоренция получила свое преимущество, прежде всего, благодаря чеканке еще в 1252 году золотых монет. Флорин стал одной из самых устойчивых монет в Европе. Большие флорентийские компании, кроме занятий торговой деятельностью, занимались финансовыми делами церкви и папы. В Англии они занимали королю и крупным землевладельцам деньги под гарантию права пошлины и привилегий в экспорте сырья. Впоследствии флорентийцы распространили свою деятельность на Нидерланды, Каталонию, Кастилию и восточные страны. Там, где оседали агенты известных банкирских домов, быстро образовался торговый центр с небольшой флорентийской колонией.

В отличие от флорентийцев, венецианские и генуэзские купцы предпочитали финансовую деятельность на внутреннем рынке.

Таким образом, во Флоренции сложились оптимальная экономическая и политическая основа для переломного развития культуры.

Еще в XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских традиций, во Флоренции стали появляться черты нового искусства. Этот период назвали проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Здесь Данте Алигьери создал итальянский литературный язык. Начатое продолжили другие великие флорентийцы— Франческо Петрарка . родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо , основоположник жанра новеллы в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, живописец Джотто ди Бондоне. А изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло дополнительную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам, поэтому в то время была велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые заказы покровителей — от росписи посуды до архитектурных проектов. С именами покровителей и меценатов искусства, литературы и науки и философии Медичи, правителями Флоренции, связывают дальнейший расцвет Флоренции. Именно этот период называют «ранним возрождением».

Джованни ди Биччи де Медичи
Джованни ди Биччи де Медичи

Основу благосостояния семьи Медичи заложил Джованни де Медичи (1360—1429). Филиалы банка Медичи находились в Риме, Генуе, Неаполе, Венеции, Авиньоне, Брюгге и Лондоне, более половины своих доходов он получал из Рима, став главным кредитором папской курии. Влияние семьи Медичи вызывало неудовольствие правящей олигархии и в 1433 г. Козимо Медичи, сын и наследник Джованни, был изгнан из республики. Но уже в 1434 году Козимо Медичи вернулся и был встречен во Флоренции как триумфатор, а сами жители города вышли ему навстречу за городские ворота, приветствуя как отца народа. Этот год является началом правления династии Медичи во Флоренции.

Козимо ди Джованни де Медичи
Козимо ди Джованни де Медичи

Козимо Медичи был грамотным правителем и прославился как меценат и покровитель искусств и художников. По заказу Козимо, лучшими художниками были выполнены тысячи шедевров.

Новое Флорентийское правительство заботилось о расширении торговли, промышленности и банковских оборотов своих граждан. Огромные средства, приобретенные удачными коммерческими операциями, Козимо употреблял на благо народа: за раздачу хлеба в голодный год он получил название «отца отечества». Флоренция обязана ему весьма многими сооружениями. Стремясь сделать город центром интеллектуальной жизни Италии, столицей западной культуры, Козимо первым из Медичи начал широко покровительствовать художникам, а в особенности учёным и поэтам. Его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Домашним учителем своего внука Лоренцо (Великолепного), будущего правителя Флоренции, Козимо Медичи назначил Марсилио Фичино — философа, гуманиста, переводчика, астролога, выдающегося мыслителя своего времени. Именно с именем этого человека был связан решающий поворот в истории мысли в эпоху Возрождения. В 1462 году Медичи подарил Фичино имение в Кареджи, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов. Вокруг Фичино к тому времени сложилась группа единомышленников, объединённых идеями неоплатонизма — своего рода учёное братство, впоследствии и получившее известность под названием Платоновской академии.

Академия более трёх десятилетий была одним из важнейших интеллектуальных центров Европы. В стенах виллы Кареджи в Академии проходили диспуты участников. Академию отличала атмосфера свободного научного поиска, дружеское обсуждение вопросов, стремление к синтезу областей знания.

Именно из этих стен новые прогрессивные идеи вышли в свет, попали в университеты, зашагали по всей Италии, а затем распространились и на всю Европу.

Став во главе государства, Козимо оставался простым гражданином, не приняв никакого титула и не изменяя республиканских форм. От тирании, вымогательств и насилий Козимо был почти совершенно свободен и пользовался своей властью для устранения внутренних смут и для руководства очень трудными отношениями с Миланом, Венецией и Неаполем. Для организации проходившего во Флоренции Вселенского собора в 1438 году он на установленный срок занял пост гонфалоньера справедливости. Умер Козимо Медичи мирно в своей постели в 1464 году.

Пьетро Медичи (Подагрик)
Пьетро Медичи (Подагрик)

Пьеро был старшим сыном Козимо Медичи. Козимо возлагал большие надежды на Джованни, младшего брата Пьеро, но тот умер ещё при жизни отца. В результате в 1464 году у власти оказался человек слабого здоровья и не слишком больших способностей.

Так как Козимо Медичи в свое время давал многим влиятельным флорентинцам займы, искусный делец Нерони посоветовал Пьеро потребовать уплаты всех долгов. Тот послушал и сделал это довольно резко. В результате у многих флорентинцев начались проблемы, и влияние клана Медичи поколебалось. А потом Пьетро скончался и расхлебывать все дела пришлось его сыну – Лоренцо Медичи.

Лоренцо Медичи  (Великолепный)
Лоренцо Медичи (Великолепный)

Лоре́нцо ди Пьеро де Ме́дичи стал главой республики в возрасте 27 лет после смерти своего отца в 1469 году.

Откуда прозвище «Великолепный»?

Лоренцо использовал свои и общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи.

Желая сохранить политическое равновесие в итальянских городах-государствах, Лоренцо делал всё возможное для того, чтобы положительный пример флорентийского Возрождения распространился на Рим, Венецию, Милан и Неаполь. Во многом эпоха правления Лоренцо напоминала времена Перикла и Августа, Флоренция достигла при нём культурного и экономического расцвета.

Он активный образ жизни: любил рыцарские турниры и игры, охоту, но страдал подагрой; эта болезнь в конце концов усилилась до того, что он перестал лично заниматься государственными делами, жил в своих загородных дворцах или ездил лечиться на минеральные воды. Теперь его любимым обществом стали учёные. В начале 1492 года болезнь Лоренцо приняла опасный характер; появилась лихорадка и в ночь с 8 на 9 апреля 1492 года он умер. Ему было всего 43 года.

В средних веках искусство считалось ремеслом. В нём всегда была практическая цель. Так, церковные здания были призваны привести человека ближе к Богу и укрепить его в вере.

Этот взгляд на искусство изменился в эпоху Возрождения. Искусство впервые в истории стало связываться с теорией красоты. А дальше идеи, рожденные Флоренции, распространились на другие города Италии.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, будет много интересного!