Найти в Дзене
Кусочки медиа

Где сломано высшее образование

Оглавление

В России любят критиковать современное образование за ЕГЭ, болонскую систему, тупое копирование запада и общую отсталость. Также у нас любят восхищаться советским образованием, рассказывать, что это было лучшее образование в мире, и его нужно вернуть. Даже политический канал с 200 000 подписчиками про это вещает.

Только ЕГЭ и болонская система не ломали вузы. В СССР не было лучшего образования. А проблемы высшего образования не пришли с запада. В реальности всё сложнее.

Образование

Принципиально образование делится на 3 части:

  • Оценка - это метрики, критерии и оценка достижения цели обучения;
  • Механизм обучения - это принципы, способы и инструменты обучения;
  • Материал обучения - это то, чему учат.

Когда люди обсуждают образование, они уделяют внимание только материалу обучения, забывая об остальных частях образования и их связях. Отсюда и непонимание всей ситуации в образовании.

Структура образования

Проблемы образования начинаются со структуры.

В 2003 году Россия перешла на Болонскую систему, но остатки советского образования не позволили полностью на неё перейти. Поэтому в России странный гибрид двух систем.

Вместо единой линии образования в Болонской системе, в российской системе есть:

  • ответвление в виде средне-профессионального образования СПО;
  • непонятный вид высшего образования - специалитет.
Схема российского образования
Схема российского образования

Таким образом:

  • СПО отделено от высшего образования, хотя СПО сопоставимо с бакалавриатом;
  • Специалитет конкурирует с бакалавриатом;
  • Аспирантура со специалитетом обесценивает бакалавриат, повышая требования работодателей до магистратуры.

Покопавшись, можно найти несколько причин появления такой структуры:

  • Вузы не хотят конкурировать с СПО за студентов и деньги;
  • При двойном обучении человек или государство платит дважды, за СПО и Вышку, все получают деньги;
  • Профессура не хочет конкурировать с молодёжью, которая при болонской системе быстро станет кандидатами наук и будет их теснить;
  • Работодатели не верят, что за 4 года можно выпустить специалиста, от чего вузы оставили специалитет и гонят всех в магистратуру.

По этим причинам в России появился непонятный суррогат болонской и советской системы. Где убрали плюсы болонской системы и оставили минусы советской.

Профессии и стандарты

Каждый уровень образования работает через образовательные стандарты. В стандартах прописывается профессия и требования к ней. В России образовательные стандарты пишет само государство.

Если посмотреть, что написано в самих стандартах, окажется, что в них написано только:

  • Количество лекционных часов, которые нужно прочитать студенту;
  • Перечень компетенций, которыми должен обладать специалист.

Количество лекционных часов и качество образования никак связаны, это только видимость программы.

Компетенции записаны без всякой конкретики, их можно трактовать как хочется. Вот выдержка компетенций из этих гос стандартов - ФГОС:

Формат ФГОС - это фикция стандарта. Но самое ужасное другое.

На основе ФГОС государство даёт вузам аккредитацию - право обучения той или иной специальности, и законодательно заставляет работодателей принимать дипломы аккредитованных вузов. Так государство взяло полную ответственность за рынки труда и образования.

Получается следующая картина:

  • Вузы сами пишут программы обучения и учат как хотят;
  • Государство гарантирует ценность диплома вуза, не имея власти над вузом и обучением;
  • Студент не может пожаловаться на качество образование в вузе.

Такой подход не только создал бардак в образовании, но и сделал систему образования кормушкой, где государство дало вузам право доить людей и работодателей как им хочется.

Обучение в вузах

Каждая программа в вузе реализована по одной схеме:

  • поступление - обучение - выпуск.

И на каждом этапа свои проблемы,

Поступление

С 2008 года в России был веден ЕГЭ. ЕГЭ устранил бардак и беспредел при сдаче итоговых экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вузы. Но вузы оставили за собой право указывать минимальный вступительный балл. Так они игнорируют право свободного поступления и подменяют критерии оценивания самого ЕГЭ.

Человек сдал ЕГЭ на 42/100, это считается 3, то есть нормой.
Вуз выставляет требования в 62/100, считая это нормой. Так вузы подменяют понятие нормы и игнорируют мнение государства.

При этом вузы продвигают свои договоры на обучение, где снимают с себя всю ответственность за оценки, результат обучения и готовность студента к работе. Со средней ценой в 250-500 рублей за пару на человека.

Обучение

Во время обучения часть вузов и преподавателей используют своё положение оценщика, чтобы завалить студентов на экзаменах. Эти вузы достигают 2 целей:

  • Повышают свой престиж, создавая видимость жесткости и сложности обучения;
  • Подталкивают студентов к взяточничеству.

В основном так делают престижные вузы с дорогим обучением. У их студентов есть деньги платить взятки, а статус вуза не позволяет студентам просто бросить вуз.

Об остальных проблемах ниже.

Выпуск

Большая часть вузов выпускают всех подряд. Без внешнего контроля, вузы не боятся ставить любые оценки. Для приличия они стараются выпустить 5-6 человек из 40 нормально, остальных на пофиг.

Вузы похитрее держат всех до последнего или предпоследнего курса, а потом сливают самых слабых для поддержки хорошей репутации.

Такие подходы позволяют вузам наживаться на своём положении, развивая собственное имя для получения денег на развитие.

Работа вузов

Как ни странно, но работа самих вузов почти не относится к образованию, за исключением составления расписания и утверждением ненужных методичек с массой ошибок.

Вузы занимаются финансовыми вопросами, кадрами и согласованием предложений студентов и преподавателей, которые помогут повысить престиж вуза или заработать. По сути вуз - управляющая структура над самостоятельными преподавателями, которые и делают всю работу.

Если посмотреть на ситуацию со стороны, выходит следующее:

  • Есть государство, которое придумывает стандарты и делает образование ценным;
  • Есть преподаватели, которые сами обучают, готовят материал и оценивают.
  • И есть вуз, который пишет расписание, раздаёт кабинеты и нанимает людей.

Вузы неичего не гарантируют, не контролируют, всю основную работу делают другие. Зачем нужен вуз как самостоятельная организация, неизвестно.

Преподаватели

Преподаватели - это неконтролируемая самостоятельная обучающая единица. Преподаватели сами находят для материал для обучения, учат и оценивают, как они обучили студентов. Всё, что их связывает с вузом - это деньги.

Отсюда следует несколько выводов:

  • Любая замена преподавателя меняет уровень образования;
  • Преподаватель ломает механизм контроля качества и образования, оценивая свою собственную работу;
  • Вуз может заставить преподавателя выставлять определённое количество разных оценок, для создания красивой статистики
  • Качество материала зависит только от преподавателя, плавая от преподавателя к преподавателю

Сама суть преподавателей извращает понятие системы.Это чистое мошенничество.

Обучение

Вузы, как и любые управленцы, стремятся расходовать как можно меньше средств. Поэтому в обучении господствует экономный подход. Меньше на образование, больше на что-то другое. Например, на премию директора, или завуча.

Такой подход давно создал перекос в балансе навыков и знаний в пользу знаний. Знания легко преподавать и проверять, сложно проверить качество и просто создавать видимость обучения. С одними знаниями студенты выходят бесполезными дураками, неспособными решать реальные задачи. На эту тему я уже высказывался в этой статье.

Перекос в сторону знаний и полный контроль над материалом у преподавателей приводит к тому, что даже студенты, учащиеся на одну профессию, в одном вузе, но у разных преподавателей, могут иметь разный набор навыков и знаний.

Вместе с этим гос.стандарты и бардак преподавателей, создали бредовый гибрид контроля и свободы. Свобода у преподавателей, которые творят что хотят, и контроль государства, который заставляет студентов подчинятся преподавательскому беспределу.

Из всего этого получился уникальный коктейль из бесполезного образования, отсутствия надёжных навыков и знаний, вперемешку с истинным хаосом.

Угрозы со стороны

Образование - не сферический конь в вакууме. Оно находится в реальном мире, с противовесами и реакциями.

Проблемы образования и науки давно породили феномен научпопа и профессионального блоггерства. Они взаимодействуют со зрителями, постоянно улучшают свой материал, свободно им делятся и дают критиковать. Дошло до того, что ролики с ютуба крутят вместо уроков. Где Алексей Земсков обьясняет, как проектировать квартиры и дома, Химия просто рассказывает про радиацию, а Клим Жуков про историю мира.

Сами студенты создали огромные базы готовых рефератов, курсовых, статей и ответов на вопросы, которые обесценивают половину механизмов оценивания в вузах.

Но главный враг вузов - это дитя их экономного подхода и современных технологий - открытые курсы. Такой формат дистанционного обучения сохраняет плюсы вузовской системы и добавляет нормальную обратную связь учеников и авторов курса. Если для обучения не нужна мат база, то открытые курсы легко могут заменить обучение в вузах.

Заглавная страница сайта Лекториум.
Заглавная страница сайта Лекториум.

С развитием лекториумов и похожих проектов, вузы начнут терять позиции, и общество запустит процесс по изменению гос регулирования образования.

Почему образование не развалилось?

Такая ужасная система давно должна была развалиться, но связь нескольких факторов позволяет ей держаться на плаву:

  1. Государство, которое поддерживает бардак, который само создало;
  2. Конкуренция между вузами за студентов и гранты;
  3. Работодатели, которые помогают вузам материально, и проводят практики, где студенты получают основные навыки и знания;
  4. Принципиальные преподаватели, которые хотят чего-то хорошего;
  5. Студенты с желаниями и амбициями;
  6. И то, что всем наплевать на качество. Главное получить деньги, что-то сделать, чтобы к тебе не приставали и как-то устроится на работу. Все работают на "отвали", закон экономики.

Личная выгода, принципы, желание получить результат и не желание признавать, что обосрался. Классика говёных систем.

Заключение

Российское высшее и не только высшее образование - это кошмар во плоти. Все современные проблемы были унаследованы от предшественников. Лица, отвечающие за образование, либо выходцы из СССР, либо учились у них, как и чин. Это они ничего глобально не изменили, кроме введения ЕГЭ, которое скатали у других стран и сломали где только можно.

Не важно, чему конкретно учат вузы, пока нынешняя структура образования сохраняется, ничего хорошего не случится. Вузы и дальше будут ничего не делать, преподаватели будут продолжать заниматься беспределом, а страна будет дальше получать плохих специалистов. Без глобальных изменений образование в России останется полумёртвым.