Есть такое понятие, ставшее модным совсем недавно - толерантность. Означает - терпимость. К иной религии, иному мировоззрению, современному искусству, образу жизни, короче - ко всему. Фильм Рубена Эстлунда "Квадрат" - гимн толерантности. Или сатира на нее...
Главный герой Кристофер - хранитель галереи современного искусства. Первая сцена озадачивает зрителя. Кристофер просыпается на диване в своем кабинете, его зовут на очередное интервью, а на полу рядом с диваном лежит закаканный детский подгузник. Но герой даже носом не повел в сторону неуместного пахучего предмета, а потому что - толерантен к подгузнику.
Там все общество сверхтерпимо ко всему. К искусству современного художника, например, чья экспозиция под названием "YOU HAVE NOTHING" представляет собой кучки гравия, аккуратно расположенные на выставочной площадке.
Терпимо к непристойным и оскорбительным выкрикам человека с синдромом Туретта, который за каким-то лешим притащился на пресс-конференцию, к орущему младенцу, с которым сотрудник галереи пришел на совещание. Толерантно к бесцеремонным нищим, живущим по принципу: "Богатенький? Делись!".
Толерантность зашкаливает настолько, что кажется фальшивой и натужной. Апофеозом восхваления всетерпимости в фильме стала презентация нового проекта галереи под условным названием "Квадрат равных возможностей". Концепция такова: на полу обозначен квадрат примерно 4 на 4 метра. Человек, стоящий в квадрате может попросить о помощи любого и получить эту помощь в полном объеме.
На презентации в зал битком набитый представителями высшего общества устроители мероприятия выпустили некое звероподобное человеческое существо. Этот великовозрастный "маугли" стал творить форменные безобразия, а все терпели. И только когда дикарь перешел к прямому насилию, фальшивая толерантность окружающих лопнула. Элегантные мужчины в смокингах с упоением навешали парню тумаков. Я с нетерпением ждала именно такого развития событий, поскольку не выношу безусловную терпимость и к абсолютно толерантным людям не имею никакого отношения.
Есть в фильме история, которую я считаю главной, это история с мальчиком.
Однажды по пути в галерею Кристофера виртуозно обчистила шайка уличных мошенников, но он не заявил в полицию, что довольно странно для законопослушного европейца, а решил разобраться с воришками сам. Не буду раскрывать интригу этой истории, скажу только, что в результате Кристофер обрел преследователя в лице мальчика, который счел себя оклеветанным и требовал восстановления своего доброго имени. Отличный поворот событий.
Кристофер в конце концов извинился. Записал видеообращение, направил мальчишке. Потом решил поговорить с ним лично, но найти его не смог. История повисла, а жаль. Расцениваю это, как режиссерский просчет - весь драматический накал ушел в ничто.
Но, как бы там ни было, фильм получился интересным, насыщенным событиями, с изобилием остроумных эпизодов. Скучать не пришлось.
Фильм Рубена Эстлунда "Квадрат" награжден "Золотой пальмовой ветвью" Каннского фестиваля в 2017 году.
Благодарю за внимание и до новых встреч!
Поддержите мой канал.
Фото взяты из открытых источников.