Канадский писатель Робертсон Дэвис (1913 г.) в 1951 году пишет роман "Tempest-Tost", который на русский язык не переводили. Книга эта о маленьком городке и взаимоотношений обитателей городка. Подобная тема засела глубоко в душе писателя и в 1970 году в свет выходит роман "Пятый персонаж", который стал для писателя ключевым, на его базе он написал трилогию под названием "Дептфордская трилогия".
В книге рассказывается про жителей небольшого городка Дептфорда, в частности про трех главных героев, которые изначально были сорванцами, а в течении цикла один стал писателем и учителем, второй бизнесменом, третий фокусником.
Скажу сразу, мне книга не понравилась, она полностью пропитана философскими размышлениями, множеством монологов к месту и не к месту, скучными описаниями городка, непонятным поведением главных персонажей, в частности отношения Данстана Рамзи (главный герой, от лица которого идет повествование) с его родителями, после смерти которых он почувствовал облегчение, хотя ничего из ряда вон выходящего с ним никто не делал. Логика многих действия была не понятна.
Маленький городок по мнению самого автора обязательно должен быть пропитан паскудными мыслями, инцестами, мужеложествами, изменами, и много чем еще. Понятное дело, что это есть в любых городах, но ведь не на обсуждении у каждого за спиной?
Завязка сюжета, по моему мнению, была настолько слаба, что просто не верилось. Маленький мальчик кинул снежок и попал жене священника в затылок, после чего у нее случился приступ истерики и преждевременные роды. Сидишь, читаешь и осознаешь, что такого просто быть не может. Завеса этого скелета в шкафу, конечно, в конце приоткрылась, но как по мне это было слабо.
Отдельного внимания заслуживает главный персонаж Данстан Рамзи. Он нереально скучный, обыденный человек, с скучными мыслями, диалогами и действиями, под которым стоит только зевать. Почему это так? Чтобы понять, кто такой таинственный "Пятый персонаж", стоит обратиться к артистической терминологии, найдем мы ее в книге.
Вы знаете, что мне кажется? Мне кажется, что вы — Пятый персонаж. Ведь вы не знаете, что это такое, да? Так вот, в постоянной оперной труппе нашего, европейского образца непременно должна быть примадонна — всегда сопрано, всегда главная героиня и зачастую дура, а также тенор, исполняющий роль ее возлюбленного; затем должна быть контральто — соперница героини, или колдунья, или что-нибудь еще в этом роде, и бас — злодей или соперник тенора. Все это очень мило, однако для построения сюжета необходим еще один актер, обычно баритон; на профессиональном жаргоне его называют Пятым персонажем, в отличие от тех четверых он непарный. Без Пятого персонажа не обойтись, это он расскажет герою тайну его рождения, это он поможет впавшей в отчаяние героине или спасет от голода отшельницу, а может даже стать причиной чьей-либо смерти, если так требуется по сюжету. Примадонна и тенор, контральто и бас получают на свою долю лучшие арии и блистательные деяния, но без Пятого персонажа сюжет не построишь! Это хорошая роль, пусть и не слишком эффектная, и карьера тех, кто ее играет, бывает долговечнее самых золотых голосов.
А может быть слабо прописанный персонаж и есть та самая сильная сторона романа? Может это и связано с тем, что он тот самый таинственный "Пятый персонаж" в книге, без которого ничего в книге бы не произошло? С этим можно согласиться, ведь в какой-то степени это он выбесил мальчишку, который кинул злополучный снежок в затылок беременной женщине. Это он потом следил за женщиной, чувствуя перед ней вину. Это он познакомил маленького мальчика с фокусами из старой книги, после чего мальчик стал великим фокусником. И много-много чего еще.
И все это время Данстан Рамзи находится как бы на заднем плане, он есть везде, он все начинает и это все приводит к последствиям, но уже не с ним, а с другими людьми.
Другой момент, который в книге может кого-нибудь привлечь, это то, что в романе большое внимание уделено религиозным вопросам. Религией тут пропитано буквально все от и до, образы святых появляются и тут и там. Поднимаются вопросы отношения религии к семье, к святым, к Богу, к отношениям и многим другим вопросам.
Я не могу сказать, что язык автора плохой, читать его было относительно просто, но вот манера написания однозначно меня не прельщала. Читать или нет, оставляю решение Вам.
Если первый роман был относительно неплох, то второй и третий мне не зашел от слова совсем. Читать бесконечные монологи, связанные с психоанализом, было очень сложно. Хотя я понимаю, что люди, которым по нраву эта тема, будут очарованы этой книгой.
__________________________________________________
Если тебе понравилось, ставь палец верх, подписывайся и обсуждай тему в комментариях. Есть ли рядом с Вами подобный Пятый персонаж?
P.S. Вы заметили, что Роберстон Дэвис похож на Санту?