Найти тему
Натали Эванс

Панна-котта - это знак

Не могу никак отойти от впечатления, произведенного на меня испанским научно-фантастическим фильмом "El hoyo" - в дословном переводе - яма.

Поделюсь сегодня вкратце идеей фильма и мыслями о двух вещах (из многих, многих), которые меня зацепили, потащили, бросили.

kinofilmpro.ru, настоящий испанец, один нос чего стоит!
kinofilmpro.ru, настоящий испанец, один нос чего стоит!

Настолько трудно отойти от впечатления от фильма, что вот уже пару дней я вымучиваю отзыв - чувства картина вызвала смешанные, сформулировать отношение к увиденному сложно.

Я смотрела фильм во французской фоноподаче, и там он назывался "Платформа".

Говорят, после показа на международном кинофестивале в Торонто матерые волчары Netflix своими мощными лапищами выкупили фильм молниеносно.

Сюжет фильма строится на традиционных для такого рода антиутопий - "пауки в банке".

Яма - это тюрьма, вертикальная, в 334 ( с нулевым) этажа, каждый этаж - камера для двух заключенных.

yaplakal.com
yaplakal.com

Ежедневно с нулевого этажа вниз опускается стол, прекрасно и богато сервированный, с великолепными блюдами, над которыми старательно трудятся несколько десятков поваров и кондитеров.

kanobu.ru, стол, накрываемый с особым тщанием и любовью, стилистика фильма -сумрачная, много оттенков серого спектра.
kanobu.ru, стол, накрываемый с особым тщанием и любовью, стилистика фильма -сумрачная, много оттенков серого спектра.

Стол-платформа на несколько минут останавливается на каждом этаже, а потом скользит все ниже и ниже, опустошаемый со временем заключенными.

Чем ниже камера - тем меньше еды, а потом и даже объедков достается очередным мученикам.

Верхние этажи едят от пуза, обжираются и свинячат, нижние - голодают, гибнут, сходят с ума, бросаются друг на друга, опускаются до животного состояния.

Делиться с нижними этажами едой никто не собирается, в лучших традициях "ты сегодня, а я - завтра".

vokrug.tv, платформа, которая неизвестно как двигается.
vokrug.tv, платформа, которая неизвестно как двигается.

Для полного разрушения мифа о возможности социальной справедливости раз в месяц заключенных меняют местами и этажами.

Кто вчера был никем, тот сегодня кидает объедки и что похуже на головы вчерашним счастливцам.

Кстати, на фестивале фильм победил в номинации "Полуночное безумие".

Прям вот в точку!

Две вещи поразили меня, просоветского зрителя.

Первая - в собой в камеру главный герой берет одну разрешенную вещь - и это...

И это наше испанское все: книга Сервантеса " Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский".

Книга о безумце, борющемся с ветряными мельницами, защищающем вдов и сирот.

Наивный и великодушный рыцарь уходящей эпохи странствий.

twitter.com. сосед главного героя по камере, который за малым чуть не слопал его.
twitter.com. сосед главного героя по камере, который за малым чуть не слопал его.

Достаточно прозрачный литературный намек.

Главный герой, в компании такого же безумца, альтруиста и фанатика пытается сначала внедрить систему справедливого дележа еды (кстати, ее все равно на всех не хватило бы, этажей оказалось гораздо больше, чем казалось), а потом - подать "наверх" знак, что заключенные сохранили человечность, что есть нечто большее, чем желание набить брюхо едой.

Такие вот Дон Кихоты нашего времени.

Только мельницы - безмолвнее, страшнее и монолитнее в своем равнодушии и жестокости к людям.

Кстати, в Россию Дон Кихот впервые пришел в переводе с французского, в словесных оборотах красноречивого пера В.А. Жуковского.

Я начала думать о том, какая русская книга могла бы стать таким же мощным и многозначным символом, как книга испанца Сервантеса.

Знаете, ничего пока в голову не пришло.

"Слово о полку Игореве"? О другом совсем (идея единения) и объемом не дотягивает.

В общем, если у кого есть идеи - накидайте, плииииз, в комментах.

Теперь о второй вещи, это вот тот самый знак.

Панна-котта. Испанский кисель. Североитальянский, если уж точно говорить. Пудинг. Нежный, вкусный, утонченный.

Такой:

goodfon.ru, красота и вкуснота, прям национальная идея.
goodfon.ru, красота и вкуснота, прям национальная идея.

Фраза "Панна-котта - это знак" становится рефреном последних минут 15-20-ти фильма.

Как кулинарный шедевр панна-кота - символ "dolce vita", десерт, отличающийся простотой и изысканностью одновременно.

Правда, в конце фильма этот десерт используется по прямому назначению, а знаком становится извечный символ гуманности - ребенок.

(Андрей Платонов "Котлован"??)

Вот такое непростое, но понятное кино с весьма прозрачными намеками.

Платформа, думаю, займет достойное место в череде подобных фильмов-антиутопий: любимый многими и мною Куб, затем остросоциальный Эксперимент, многим известная, но не зашедшая лично мне Высотка, и я бы включила еще в этот ряд и фантастический боевик Сквозь снег.