Мультфильм Смешарики изначально создавался как полноценный детский бренд. Даже сама форма персонажей (колобки с ручками и ножками) как будто специально изобреталась с прицелом на удобное производство соответствующих игрушек.
Но обратимся к содержанию мультфильма. Основной вопрос как всегда касается героя — персонажи «Смешариков» это существа-стереотипы, плоские, однобокие и вовсе не положительные. Такие подошли бы для взрослой сатиры, но не для детского мультика, который должен в первую очередь учить, подавать пример, воспитывать, вдохновлять маленького зрителя.
Кстати, в мире смешариков отсутствует понятие семьи. У детей нет родителей. У родителей — детей. Все существа (и те, которые больше похожи на взрослых, и те, которые больше похожи на детей) общаются наравне.
Директор студии компьютерной анимации «Петербург», производящей «Смешариков», Надежда Кузнецова так рассказывает о глубоком смысле своих мультфильмов: «Родители на форумах смеются: дети не понимают подтекста мультфильма. В сериале много аллегорий, второго плана — взрослый видит в нем то, чего не замечает ребенок» (цитируется по статье Анастасии Напалковой «Толерантность против смысла жизни», «Эксперт» № 19, 2011 год). Сразу возникает вопрос — а зачем все эти подтексты в мультике, рассчитанном на чисто детскую аудиторию?
А ведь некоторые из этих «подтекстов» имеют ярко-выраженный постмодернистский характер. Можете оценить одну из серий мультсериала, которая называется «Смысл жизни» и своей стилистикой отсылает к артхаусному фильму Джармуша «Мертвец».
В названиии ставится важнейшая философская проблема. Но вместо указания направления для размышлений, зрителю демонстрируют бессмысленную мешанину, наполненную пессимизмом и мрачными образами.
Нельзя обойти вниманием и музыкальную тему сериала. В хороших мультфильмах песни мелодичные, добрые, запоминающиеся, их хочется напевать. Даже песни должны учить хорошему, ведь все мы знаем, как они влияют на детей. Учит ли хорошему песня «Он у меня внутри живет», в которой содержатся эвфемизмы и жаргонные слова «баламут, обормот, балбес», «кружится башка», и сам текст песни заключается в том, что автор мог бы быть хорошим, но внутри него живет некая личность, которая заставляет его делать дурные поступки?
Мне говорят, что я балбес
Что я вчера с берёзы слез
Не человек, а динамит
И подо мной земля горит.
И, в общем, правду говоря
Ведь в этом я не виноват
А виноват-то в этом тот,
Кто у меня внутри живёт.
Он у меня внутри живёт
Он мне покоя не даёт
Он удивительный хитрец
Он баламут и обормот.
Он всё творит исподтишка
Да так, что кружится башка
Он баламут и обормот
Он на “слабо” меня берёт.
Я мог бы по-другому жить.
Я мог бы лобзиком пилить.
И даже, Боже мой, как знать
Я мог бы марки собирать
И даже сидя за столом
Листал бы старый книжный том
И все соседи, наконец,
Сказали бы: «Ты молодец!»
А понравится ли родителям, если их ребенок начнет истошным голосом подпевать песню «От винта» исполненную, кстати, Сергеем Шнуровым, известным по своим композициям, содержащим ненормативную лексику, а также своими аморальными взглядами и распущенным образом жизни? При трансляции мультфильма по телевидению (телеканалы Карусель и Мульт) на заставке очень сильно завышена громкость, судя по всему, подобные технологии применяются, чтобы привлечь внимание ребёнка.
Мультфильм знакомит юного зрителя с различными зависимостями, какого-либо поучительного урока герои при этом не извлекают.
В серии «Большой куш» Смешарики проиграли всё, что у них было, в игре на автомате, изобретённом Пином.
В серии «Запретный плод» Лосяш из любопытства попробовал сок «жамалистового дерева» и приобрел зависимость.
В серии «Бутерброд» Лосяш не может справиться с чувством голода, ему мерещится огромный бутерброд, который с ним разговаривает.
В серии «Это сладкое слово «мёд» Копатыч зависим от мёда.
В серии «Телеграф» показана зависимость от технологий, заменяющих живое общение. Хотя эта серия всё же может стать исключением, так как в ней зависимость показана в негативном ключе, и серия заканчивается правильным выводом.
Лосяш постоянно играет в компьютерные игры, и это никак не осуждается. В серии «Игра» он настолько увлекся, что потерял связь с реальностью.
Будьте бдительны! Берегите Ваших детей!